ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Ребенок и компьютер

                    О пользе и вреде повседневного общения подрастающего поколения с компьютерами газета «Советская Сибирь» от 6 октября беседует с опытными родителями.

                    Хорошо бы, чтобы «волшебный» экран монитора компьютера давал возможность бесконечно раздвигать рамки познания, приближать к себе весь мир, изучать закономерности природы и собственного бытия во Вселенной. Ведь с помощью обучающих и развивающих программ легко можно совершить познавательное и увлекательное путешествие по сокровищницам достижений мировой культуры, прогуляться по улицам других городов и стран, даже при желании смоделировать свой собственный дом, двор, город. При этом компьютер, несомненно, будет верным товарищем, учителем, помощником как для малышей, только осваивающих азбуку, так и для старших школьников. Причем эту самую азбуку с помощью элементарной «Word-овской» программы находчивые родители запросто преподносят своему карапузу как увлекательную забаву.

                    «Мой ребенок в четырехлетнем возрасте на компьютере научился читать, — рассказывает архитектор Елена. — Тыкал пальчиками в кнопки клавиатуры и восхищенно хихикал, когда на экране монитора возникали уже знакомые ему буквы». Главное, в чем, несомненно, своим детям должны помочь взрослые, — преодоление потребительского, исключительно пользовательского уровня познания. Неправильно, если инструмент обучения остается для ребенка в лучшем случае «поисковиком» готовой информации, в худшем — «нянькой» или «тетрисом», занимающими все его свободное время.

                    По наблюдениям Елены, в 99 процентах случаев ребятишки рассматривают компьютер исключительно в качестве игрушки. «Дети с компьютером — как дикари, которые микроскопом колют орехи, — говорит она. — Чтобы сделать машину инструментом познания, нужно обучать технологиям. В школе этого не делают, там в лучшем случае готовят пользователей, не раскрывая и сотой доли возможностей компьютера. Поэтому ребенок и обращается к помощи «железного друга» с конкретной мотивацией, которая, как правило, сводится к поиску информации, часто — к развлекательному времяпрепровождению. К примеру, из Интернета можно «выудить» необходимый реферат, а играть просто интересно — для этого компьютер и нужен».

                    Игры становятся по-настоящему опасными, когда компьютер превращается для ребенка в источник соблазнов, самый сомнительный из которых — некая альтернативная реальность, точнее, нереальность. «Когда в 12—13-тилетнем возрасте подросток день и ночь прозябает «за стеклом» и стремительно отрывается от настоящей, живой жизни, зрелище это устрашает, — делится впечатлениями отец 14-летнего сына, инженер Егор. — Сначала он теряет интерес к книгам, потом даже к любимому телевизору остывает, на следующем этапе и вовсе перестает общаться с друзьями. У него создается иллюзия своего непосредственного участия в компьютерной игре, жизни в этом мире движущихся и «думающих» человечков. Существования там, как в реальности... Ведь компьютерный мир комфортен — его можно изменить по своему усмотрению. Это тебе не сложная жизнь, к которой нужно всячески, иной раз весьма болезненно, приспосабливаться...».

                    Чтобы — для некоторых взрослых — «большая, удобная пишущая машинка» не стала для детей второй реальностью, по обоюдному мнению собеседников, компьютерные игры для подрастающего поколения требуют строгой дозированности. «По сути, все человеческие изобретения в той или иной степени таят в себе опасность... — говорит Егор». Но это не значит, что ребенка нужно ограждать от того, «до чего дошел прогресс». И вообще сегодня глупо обсуждать, подпускать ребенка к компьютеру или нет, это как обсуждать, пользоваться утюгом или нет. Другое дело, что и утюгом орудовать нужно с умом и по назначению — не гвозди им забивать, а белье утюжить.
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |