ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | |
Учебная нагрузка Массовая культура Патриотизм Финансы Абитуриенты
Выбор профессии Закон об образовании День учителя Британские вузы Одаренные дети Вопрос-ответ Дискуссии
|
Что читатьНынешние родители частенько жалуются, что дети совсем забросили книги. И если обязательную литературу еще читают – пусть кое-как, но все же, – то с внеклассным чтением постоянно возникают проблемы. И это неудивительно: многие произведения в списках не соответствуют интересам и возрасту ребенка. А иной раз родители просто боятся позволять читать своим отпрыскам рекомендованную литературу.Если с произведениями школьной программы все понятно – список составляет Министерство образования, то вот с дополнительной литературой не все так просто. Например, школа, позиционирующая себя как «учебное заведение для одаренных детей», рекомендует 7–8-классникам читать произведения Стругацких. «Обитаемый остров», «Пикник на обочине» – замечательно, хотя и рановато. С другой стороны, тем же детям советуют познакомиться с приключениями Винни-Пуха. – Этот список составляла команда учителей, – объясняет учитель русского языка и литературы. – Фантастика включена в него, потому что именно она лучше всего усваивается детьми в этом возрасте. Мы отметили наиболее понятные и доступные школьникам произведения, чтобы не отпугнуть их сразу сложностью авторского текста. А «Винни-Пух» и другие сказки нужны для того, чтобы глаз не замыливался. К тому же на занятиях мы разбираем много интересной критики, которая делает разбор детской литературы гораздо интересней. Часто школы расходятся в оценке одного и того же произведения. «Незнайку на Луне» одни ученики читают во 2-м классе, а другие – в 10-м. Но те, кто освоил эту повесть в 8 лет, вряд ли вернутся к ней в 18, чтобы переосмыслить корыстные схемы лунных бизнесменов. Или наоборот: в старших классах ученики могут не заинтересоваться похождениями сказочного коротышки. На особом месте в списке рекомендуемой литературы стоят мифы Древней Греции. В одной школе ученики проходят их в 5-м классе и читают строго определенную книгу – адаптированный для детей вариант Куна. Другое учебное заведение, напротив, не считает нужным скрывать от детей аспекты жизни древних греков и предлагает второклассникам полный вариант мифов. По этой версии сексуальные приключения Геракла заинтересуют детей совсем не стилем изложения. – Сборники греческих мифов есть почти в каждом доме, – поясняет преподаватель литературы. – А так называемая полная версия относится к университетской программе, это своего рода специализированная литература, которую надо еще поискать. Под полной версией мы имели в виду совсем другое: что дети должны читать все циклы мифов, а не какой-нибудь один. Часто педагоги включают в детские списки современных авторов, ничуть не считаясь с их спецификой. И вместо указания на конкретный роман в списке внеклассного чтения есть только пометка «по выбору». Например, книгам Акунина стоит отдать должное – но далеко не все из них подходят для третьеклассников. А «Гарри Поттера» и «Властелина колец» пихают в списки чуть ли не дошкольникам. Комментарий психолога: – Конечно, родителям стоит отслеживать, что читает ребенок. И если в списке младшего или среднего школьника есть «Декамерон», то стоит пойти в школу и поговорить с учительницей, его рекомендовавшей. Задача внеклассного чтения – не только расширить кругозор, дать навыки чтения, но и показать некоторые моральные аспекты. По одной из версий, чтобы заинтересовать ребенка, нужно предлагать ему любую литературу, но это явно не тот случай. Детская душа очень чувствительна и может быть серьезно травмирована. «Московский комсомолец» Подразделы | ||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ | |