ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Понять учеников

                    В современной ситуации в образовании каждая школа пытается быть привлекательной для потенциальных учеников. Отсюда поиски новых форм, методов обучения и нестандартных подходов. А что делать школе, рядом с которой уже есть гимназии и профильный лицей? На своём микроучастке такая школа становится привлекательной уже тем, что остаётся просто школой. Правда, привлекательная она не для одарённых и смышлёных учеников, которым «по зубам» любые вступительные тесты, а для простых ребят, возможно, с характером, со сложностями в поведении. Речь идёт о МОУ СОШ №109 Кировского района г. Новосибирска. В минувшую субботу здесь для учителей прошёл консультативный семинар Юрия Львовича Троицкого по поводу освоения концепции школьной коммуникативной дидактики, апробации и внедрении её в данном учебном заведении. «Для нас это событие рядовое, — сказала директор школы Екатерина Ивановна Иванова. — Я до сих пор работаю учителем математики, поэтому давно пришла к мысли, что нельзя детей учить так, как мы учим. На своих уроках я, прежде всего, учу детей понимать, не отбиваю у них интереса к предмету. Мне не нравятся уроки, которые проходят на уровне механического запоминания, в них присутствует элемент унижения ребёнка, чего греха таить, есть ведь такое. Так вот до тех пор, пока мои ученики не поймут тему, мы дальше не двигаемся. Зато дальше мы нагоняем темы с лихвой. Почему мы выбрали именно концепцию Школы коммуникативной дидактики? Да потому, что она совпадает с моим мировоззрением и взглядом на образование. Школа понимания — это то, что нам нужно.» В обычном классе на третьем этаже проходил семинар Юрия Львовича Троицкого. Он знакомил учителей начальных классов, физической культуры, ОБЖ, историков и литераторов с понятием «Школа коммуникативной дидактики»: Юрий Львович Троицкий — Мы привыкли к тому, что учителя должны давать ученикам знания, формируя у них умения и навыки. Это полное осуществление мечты Каменского (XVII век). Пустые сосуды — ученики, полные сосуды — учителя, мы переливаем из одного сосуда в другой. Триста лет эта система работала, а в ХХ веке начала давать сбои. Почему? Потому что оказалось, что важно не просто знать, а применять эти знания в жизни! Но, просто переливая из одного сосуда в другой, мы не развиваем мышление ученика. Выпускаясь из школы, он многое знает, но применить не может. Действительно, посмотрите на статистику по выпускникам вузов: сколько процентов из них работают по специальности? А не потому ли, что эти выпускники, будучи школьниками, были приучены к зазубриванию, а не к пониманию, к простому воспроизведению? И с такой установкой на обучение они перешли в вуз, где действовали так же. В чём видит выход Ю. Л. Троицкий: — Письменная речь обладает свойством соединять разрозненные впечатления в единую картину действительности, так говорят психологи. Когда ребёнок записывает, он связывает впечатления в повествование. Поэтому школа должна стать последним прибежищем письменной культуры! Наши дети обладают клиповым сознанием, когда их внимание прыгает с одного сюжета на другое и более 4-5 минут не сосредотачивается на чем-то одном. Бороться с этим бесполезно, надо с этим работать. Школа может максимально культивировать работу с письменной речью! Для этого нужно создавать интегрированные объекты деятельности в системе Школы коммуникативной дидактики. Например, организовать школьный театр, где пьесы для спектакля писали сами дети, играли роли они же, костюмы можно шить на уроках труда, а виртуальное или световое сопровождение — на уроках информатики. Создание детско-взрослой газеты в школе, так же является важным моментом в культивировании работы с письменной речью! Здесь ребята могут высказывать собственные мысли, высказывать претензии. Рубрики непременно должны придумывать дети. Юрий Львович Троицкий После семинара школа №109 начинает эксперимент по вхождению в концепцию Школы коммуникативной дидактики. Для этого в каждой предметной области учителям нужно перейти от работы со значением к работе со смыслом. И главным способом здесь является организация исследовательской учебной деятельности, когда ребята добровольно и самостоятельно работают над проектом. Проектная работа — способ борьбы с застарелыми школьными методами, способ мотивации школьников к обучению. Результата должно быть два — реальный, который видят все, и эвентуальный, который получают участники проекта в ходе его реализации. Например, дети пишут учебник истории, но получают для себя гораздо больше. Они собирают своё историческое мышление! Что ж, пожелаем успешной реализации задуманного директору и всему учительскому коллективу школы №109 и надеемся в будущем поговорить о результатах внедрения концепции Школы коммуникативной дидактики в отдельно взятом учреждении Новосибирска. Возможно, опыт одной школы поможет и другим взглянуть на свою систему обучения по-другому и измениться к лучшему.
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |