ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк
                    отзывы клиентов о брокере strifor СтриФор


                    Приемные родители

                    В России – ювенальная революция: с сентября этого года человек, желающий усыновить ребенка, должен в обязательном порядке пройти специальные курсы. Что это значит для детей и их будущих приемных родителей?

                    Страна переживает бум усыновления: только за прошлый год у нас усыновили, передали под опеку и в приемные семьи 67 500 детей. Наметился перелом: если раньше, в середине 2000-х, главными усыновителями в России были иностранцы, то сейчас, напротив, больше россиян стали брать на воспитание детей-сирот (в прошлом году на 31,4 процента детей, уехавших с иностранными приемными родителями, приходилось 68,6 процента оставшихся с русскими). Но есть и другая, не такая оптимистичная статистика: обратно в детские учреждения вернулись 6337 ребятишек, причем 5400 детей были возвращены туда по инициативе новых родителей. Понятно, что практически за каждым подобным случаем – конфликт в отдельно взятой семье, и именно от этого должны уберечь школы для приемных мам и пап, которые в последнее время открываются по всей России. К примеру, в детском доме №19 в Москве два десятка лет назад была создана система сопровождения: только пройдя тренинг, взрослые получали возможность встретиться с ребенком. Специалисты детдома подбирали родителей одиноким детям, кто-то получал обоснованный отказ. Далее ребенок жил в патронатной семье (особая форма устройства сироты – он живет в семье, при этом у него сохраняются прежние льготы и пособия, а патронатный воспитатель получает за свои услуги деньги) до совершеннолетия или же усыновления. Детский дом помогал патронатным воспитателям финансово, оказывал психологическую, медицинскую, социальную и юридическую поддержку.

                    – За эти годы более 900 человек приняли участие в тренингах, – рассказывает Ирина Осина, руководитель отдела по подготовке замещающих семей детского дома №19. – Для создания успешной замещающей семьи недостаточно только формальных показателей благополучия будущих родителей. Они должны обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков для того, чтобы правильно выстроить отношения с ребенком, оказать первую поддержку и помощь, не навредить ему, не дать ложных обещаний и надежд. По нашему опыту, только 30 процентов тех, кто хочет стать замещающим родителем, трезво осознают, какие проблемы им придется решать.

                    И все же до сих пор обучение в «школах для приемных родителей» было добровольным, именно этот пробел и должен устранить новый приказ Министерства образования и науки, вступивший в силу с сентября этого года. Он сделал специальные курсы обязательными для всех, кто собирается взять ребенка. Выпущены и учебные рекомендации: так, само обучение должно продолжаться не больше трех месяцев и по возможности проходить в выходные дни или вечерами. Будущим родителям, к примеру, расскажут о страхах и разочарованиях взрослых во время адаптации приемного ребенка, научат, как подготовить родственников к его появлению. Кстати, для иностранцев, желающих усыновить российского мальчика или девочку, учиться именно в России не требуется, они могут просто принести справку, что учились на родине.

                    В целом специалисты положительно оценивают реформу, однако не обошлось и без спорных моментов. Так, представлять справку об обучении должны не все, есть несколько исключений. Помимо людей, которые уже зарекомендовали себя прекрасными приемными родителями, этого могут не делать близкие родственники, отчим или мачеха, что кажется вполне логичным. Парадокс в том, что чаще всего детей в детдома возвращают именно родственники. Объясняется это самыми разными причинами, не только психологическими (чужие люди зачастую в большей степени готовы нести ответственность за ребенка), но и материальными. Бывает, родственники, особенно преклонного возраста, отказываются от опекунства добровольно, если у них не хватает денег на еду для ребенка, или для того, чтобы тот мог получить жилье как сирота. Еще одна проблема связана с организацией самого обучения: сегодня нужны службы, постоянно ведущие ту или иную семью, а главное – необходимы специалисты, которых, как всегда, не хватает. Без них, отмечают эксперты, перспективы реформы пока что остаются неясными.
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |