ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | |
Учебная нагрузка Массовая культура Патриотизм Финансы Абитуриенты
Выбор профессии Закон об образовании День учителя Британские вузы Одаренные дети Вопрос-ответ Дискуссии
|
Иностранный языкЗнание иностранного: пора разрушать стереотипыНовый образовательный стандарт для 10-11 классов предусматривает введение наряду с математикой и русским языком третьего обязательного ЕГЭ – по иностранному языку. Новость спровоцировала бурное общественное обсуждение. Противники нововведения полагают, что обязательный ЕГЭ, скорее, превратится в состязание репетиторов: мол, уровень преподавания языков в обычных школах оставляет желать лучшего. Сторонники, наоборот, убеждены, что это надо было уже давно: знание иностранного языка повышает конкурентоспособность наших детей. Свое мнение об этом высказывает эксперт ЕГЭ по английскому языку, доцент кафедры английского языка ПсковГУ Виктория Клейменова. – Виктория Юрьевна, это правильно, что ЕГЭ по иностранному станет обязательным? – Вопрос о том, должен ли быть экзамен по иностранному языку обязательным, действительно актуален. Далеко не все готовы к этому. Но современный человек не сможет себя реализовать, если не будет владеть хотя бы одним иностранным языком. Даже если оставить в стороне карьерные вопросы, не надо забывать, что мы живем в открытом обществе, много путешествуем. Пора разрушать стереотипы, что русский турист не способен элементарно зарегистрироваться в гостинице и заказать себе еду в ресторане. Разговоры о том, что иностранный ребенку никогда не понадобится, и недальновидны, и нелогичны. Если следовать такой логике, тогда не надо учить ребенка арифметике: калькуляторы сейчас продаются в каждом магазине. Тогда не следует обучать его и родному языку, в силу того, что говорить он на нем и так говорит, а соблюдение норм орфографии проверит компьютер. Поэтому на вопрос, должен ли ЕГЭ по иностранному языку стать обязательным, я отвечаю: «Да, должен». А вот сроки его введения как обязательного и форма проведения – это те вопросы, которые необходимо обсуждать с участием широкой общественности. – Как будут сдавать один экзамен столь разные по уровню подготовки выпускники? – Мне представляется разумным сделать экзамен по английскому языку двухуровневым. То есть ввести 2 уровня экзамена: базовый и профильный. Базовый уровень предполагает владение основами иностранного языка, позволяющее человеку осуществлять общение в бытовых ситуациях повседневной коммуникации. И в этом случае языковое наполнение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ должно соответствовать указанной задаче. С другой стороны, многие дети стремятся к более глубокому овладению языком. Это не только те дети, которые видят себя в роли переводчиков и филологов, но и те, кто хочет выстроить свою карьеру с учетом геополитического положения России. Таким детям необходим иной уровень владения иностранным языком и, следовательно, иной уровень организации ЕГЭ. – А какой должна быть структура экзамена? – Она должна соответствовать структуре международных экзаменов по английскому языку, например, TOEFL и IELTS. Наличие сертификатов об успешной сдаче таких экзаменов является непременным условием участия современного студента в различных образовательных программах, которые повышают его академическую мобильность, позволяют ему получить не только отечественный, но и иностранный диплом. Сдачу ЕГЭ по иностранному языку на профильном уровне можно рассматривать как один из этапов в подготовке к международному экзамену. – Многие родители волнуются, что придется нанимать репетитора по иностранному… – Необходимо будет приближать школу к требованиям ЕГЭ. Если сейчас мы посмотрим ряд современных учебников, по которым работают в наших школах, то предлагаемые в них задания обеспечивают формирование у ребенка тех языковых компетенций, без которых невозможна успешная интеграция в мировое сообщество. Они учат тому, как правильно написать электронное письмо, как извлечь из текста нужную информацию, развивают навыки аудирования (восприятия иностранной речи на слух), общения. Подготовка к ЕГЭ не должна сводиться к «натаскиванию» на решение тестов. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по английскому языку позволяют утверждать, что они как раз нацелены на проверку уровня сформированности этих компетенций. Например, в заданиях по грамматике необходимо поставить слово в нужную форму, что невозможно без понимания текста. Задания, предполагающие выбор одного из предложенных вариантов ответа в разделах «Аудирование» и «Лексика», также предполагают умение извлекать информацию из текста. И конечно, необходимо сохранить ту часть экзамена, которая направлена на проверку говорения. Никто не говорит, что подготовить ребенка к сдаче такого экзамена легко. Я считаю, руководство органов образования должно помочь нашим учителям. И не только в предоставлении учебников. Надо организовать систему мероприятий по повышению квалификации. Я отнюдь не хочу упрекнуть наших учителей в их низкой квалификации. Честь им и хвала за то, что они учат детей и дают им знания. Надо людей сориентировать в новой ситуации. Разумным будет проведение таких занятий не только силами города и области, но и привлечение специалистов из международных организаций или издательств, которые уже много лет разрабатывают пособия для подготовки к ЕГЭ в его современном виде. Я говорю об английском языке. Но полагаю, существуют подобные программы и по немецкому, и по французскому языку. – Как отразится введение ЕГЭ на учителях и учениках? Станет учить и учиться сложнее? – Мне кажется, что это вызовет реструктуризацию труда учителя. Перед ним будут поставлены новые цели, и он будет к ним идти. Вот и вся разница. Более того, труд учителя в чем-то будет облегчен, поскольку дети будут более мотивированы. Есть такое выражение: иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Поэтому мотивация учащихся – великое дело. | ||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ | |