ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Подделка ЕГЭ

                    Минобрнауки подготовило законопроект, разрешающий вузам отчислять студентов, поступивших с помощью поддельных результатов ЕГЭ и купленных справок о социальных льготах. Раньше вузы не имели юридической возможности избавиться от мошенников после зачисления: по статистике ведомства, только в прошлом году было выявлено несколько сотен таких студентов. Законопроект предполагает, что на освободившиеся места переведут учащихся с платных отделений.

                    Законопроект предусматривает внесение изменений в ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Разработчики предлагают добавить в них еще одно основание для отчисления из вуза или колледжа: «Если после зачисления абитуриента в образовательное учреждение выявлено предоставление им недостоверных сведений, повлекших его неправомерное зачисление». «Главным образом эта норма касается тех, кто поступает с поддельными справками, дающими льготу по здоровью», – пояснил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко. Впрочем, речь идет и о недостоверных результатах ЕГЭ, которые представляют абитуриенты. «После зачисления ректоры уже не могут отчислить студента за махинации при поступлении, теперь мы дадим учебным заведениям такую возможность», – заявил господин Реморенко. Освободившиеся бюджетные места предполагается отдавать студентам-отличникам, обучающимся за деньги. Тема абитуриентов-льготников являлась одной из наиболее болезненных с начала введения обязательного ЕГЭ. Поначалу существовало более 100 категорий льгот, обладатели которых получали серьезные преимущества при поступлении в вузы. Обычные абитуриенты жаловались, что в популярных вузах все бюджетные места занимают льготники. Ситуация вызывала недовольство и ректоров, которые высказывали сомнение в подлинности медицинских справок о наличии у поступающих тех или иных заболеваний, дающих право на внеконкурсное поступление в вуз. В итоге Минобрнауки сначала добилось сокращения числа льгот, а потом разрешило их обладателям отсылать документы только в один вуз. Новая мера, судя по всему, продолжает эту тенденцию. «С точки зрения уголовного права такие действия абитуриентов невозможно отнести к разряду мошеннических, – пояснил заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. – Отсутствует определяющий критерий – корыстный мотив. Абитуриент может заявить, что у него нет материальной выгоды от указанного действия». По словам ректоров, поправка существенно облегчит им жизнь. «Сейчас вуз может отчислить таких студентов только за нарушение устава, – рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – В уставе любого нормального вуза есть пункт о недопустимости нанесения ущерба вузу своим поведением. Используется именно такая норма, однако студент может и оспорить ее в суде».

                    «Коммерсант», «Ректорам дадут исключительные права», 3 мая 2012 г.

                    Вернемся к нашим стандартам

                    Подзабывшиеся с прошлого года споры о том, чему и как учить старшеклассников, могут вспыхнуть с новой силой. Группа под руководством главы национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука подготовила очередной вариант федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он предполагает, что подросткам в 10-х и 11-х классах придется изучать около десятка предметов, из которых шесть будут обязательными: ОБЖ, физкультура, история, математика, словесность (русский язык и литература) и иностранный язык.

                    Доработку нового образовательного стандарта для старшей школы доверили группе Михаила Ковальчука после того, как стало ясно, что не удастся добиться одобрения общественности и правительства по версиям, которые готовились под руководством главы издательства «Просвещение» Александра Кондакова экспертами Российской академии образования. Критика, напомним, звучала со всех уровней, включая премьерский. Глава правительства Владимир Путин счел перекос в сторону физподготовки и патриотического воспитания «эксцессом исполнителя». За прошедший год как минимум с одной задачей Ковальчук точно справился – шумные публичные дебаты о том, чему и как учить подростков в выпускных классах, прекратились, премьера и президента перестали бомбардировать письмами протеста, налет скандальности пропал.

                    Главная же задача – обеспечить единство мнений или хотя бы непротивление экспертного сообщества и родителей – пока не выполнена. Общего подхода к стандартам, похоже, нет даже внутри самой группы. Как рассказал «МН» один из ее членов, полноценное заседание было проведено лишь на днях и его проигнорировали многие эксперты. Споры продолжались и на самом заседании, тем более что в рабочей группе появился новобранец – начальник 2-го управления Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ Виктор Глотов. Генерал-майор Глотов потребовал вернуть в школы начальную военную подготовку (НВП). Спорить с представителем Минобороны решился только президент Российской академии образования Николай Никандров. Он заявил, что за рубежом НВП не является обязательным предметом для старшеклассников. Но НВП все же может оказаться в числе четырех-пяти предметов, которые будут предлагаться старшеклассникам на выбор вдобавок к шести обязательным. В то же время нельзя не заметить, что группа под руководством Михаила Ковальчука учла самую главную претензию общественности и отказалась от идеи ограничиться тремя обязательными предметами (ОБЖ, физкультура и не очень понятный курс «Россия в мире»). Список обязательных предметов увеличился вдвое. Это математика, русский язык и литература, иностранный язык и те же ОБЖ, физкультура и история. Исчез и предмет «Россия в мире», который, как предполагали многие эксперты, мог стать если не реинкарнацией краткого курса ВКП(б), то уж точно патриотической накачкой школьников. Но поскольку даже учебника или внятных методических указаний по этому предмету на суд экспертов не представлено, решено пока заменить его историей. В проекте нового образовательного стандарта сохранилось и деление предметов по уровням: на базовый – для общей подготовки, и профильный – для усиленной. Количество курсов будет сокращено до девяти, но число учебных часов в неделю останется неизменным – 37. Игорь Реморенко подчеркивает, что при таком подходе у старшеклассников будет больше времени на подготовку к Единому госэкзамену по профильным предметам, а эта задача и ставилась перед разработчиками нового стандарта. Последний вариант проекта ФГОС еще не публиковался, но уже ясно, что в педагогическом сообществе у него будет немало противников. Если в авангарде борьбы с предыдущей версией были словесники, требовавшие вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь недовольство будут выражать физики и биологи. Разработчики стандарта предлагают разработать курс «Естествознание» для школьников, которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных. Многие эксперты считают, что отдельные предметы должны сохраниться.

                    Участник рабочей группы по доработке ФГОС, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов имеет противоположное мнение: «Несмотря на всю симпатию к людям, увлеченным своими предметами, мы не должны сохранять весь существующий набор дисциплин в прежнем виде, когда школьники начинают многие вещи просто игнорировать. Вместо упорного протеста увлеченные педагоги могли бы помочь с созданием новых, универсальных предметов». В Минобрнауки пока изучают результат работы группы Ковальчука, но, судя по всему, к длительной переработке его не готовы. «Собирать новый круг авторов для написания стандарта не будем, предстоит скорее редакторская, чем писательская работа», – заявил Игорь Реморенко. «Новый стандарт будет выложен на сайте, замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать все заново, уже пройден. Летом-осенью мы планируем отправить документ в Минюст», – заявил «МН» другой замминистра – Максим Дулинов.

                    «Московские новости», «Без «России в мире», 3 мая, 2012 г.

                    Чиновники: перезагрузка

                    Улучшить память и сообразительность чиновников намерены в Правительстве РФ. На сайте госзакупок появился необычный тендер, предусматривающий особые образовательные программы для отдельных госслужащих. Заказчиком выступает Управление делами Президента РФ.

                    Однако в ведомстве пояснили, что УДП всего лишь посредник: выполняет поручение аппарата правительства, поскольку там не обладают правом хозяйственной деятельности и не могут самостоятельно размещать госзаказы. Согласно объявленному конкурсу сотрудники Белого дома должны пройти инновационный курс быстрого чтения и улучшения памяти. Обучать чиновников будут два раза в неделю в рабочее время. В общей сложности за 18 часов госслужащие должны будут развить внимание и память, научиться читать с большой скоростью документы, грамотно и емко излагать свои мысли. Во время курсов им раскроют приемы подавления внутренней артикуляции, неуверенности. Педагоги продемонстрируют, что возможности человеческого мозга огромны, и научат пользоваться скрытыми резервами. По окончании курсов чиновникам придется сдать экзамен. Предполагается, что первыми такое обучение пройдут 36 человек из числа высокопоставленных работников правительства. Затем им предстоит пройти еще и курс под названием «личная эффективность».
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |