ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | |
Учебная нагрузка Массовая культура Патриотизм Финансы Абитуриенты
Выбор профессии Закон об образовании День учителя Британские вузы Одаренные дети Вопрос-ответ Дискуссии
|
Детская любознательностьВ России началось тестирование школьников по международной образовательной методике PISA. Масштабное исследование получаемых в школе навыков проводится в нашей стране уже в пятый раз. По результатам 2009 года, когда оценивали грамотность чтения, школьники из России оказались лишь в пятом десятке. В ходе нынешнего тестирования исследуются математические навыки, и по ним результат может быть столь же неутешительным.Тестирование образовательных достижений учащихся по методике PISA (Programme for International Student Assessment) проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и продлится до середины мая. В исследовании примут участие 15-летние школьники из половины регионов России. В каждой области будет выбрано от четырех до десяти школ. Тестирование по методике PISA принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли российские школьники. В ходе этого масштабного исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизненных ситуациях. Исследование PISA проводится трехлетними циклами и каждый раз имеет свой доминирующий профиль. В этом году российских подростков, как и их сверстников из более чем 65 стран, будут оценивать в первую очередь с точки зрения познаний в математике. Сугубо математическим будет две трети заданий, оставшаяся треть – по естествознанию и грамотности чтения. Последний раз «математическое» тестирование по методике PISA проходило в 2003 году, и результаты нашей страны были признаны неудовлетворительными: 29-31-е место среди 40 стран в своей выборке. Хотя официальные результаты PISA-12 будут обнародованы только в декабре 2013 года, эксперты уверены, что хороших результатов от российских школьников ждать не следует. Экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов, координировавший исследования с российской стороны в 2000–2006 годах, считает, что в целом низкий результат объясняется особенностями методики тестирования PISA. Нынешних чиновников он призывает обратить внимание не на результат как таковой, а на то, что в нем отражается увеличивающийся разрыв между сильнейшими и слабейшими школами. Координатор PISA в России, руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева отмечает, что российские подростки не умеют брать из текстов необходимую информацию и правильно ее интерпретировать. Не хватает и самостоятельности мышления: «Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они ее решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления». Примечательно, что оправдываться за результаты, полученные в ходе очередного тестирования по методике PISA, приходится не только российским чиновникам. В 2003 году общественность Швеции обвиняла министра образования в том, что школьники страны вылетели из первой десятки по математике, в Японии члены правительства выступали перед населением после того, как японские дети ухудшили свои результаты по чтению. Стабильный результат в последние десять лет показывает, пожалуй, только Финляндия, считающаяся сегодня одним из лидеров европейского школьного образования. По мнению экс-главы Рособрнадзора Виктора Болотова, российские власти тоже стараются учитывать в своих реформах результаты международных исследований. Он отмечает, что даже в «Стратегии-2020» появился небольшой раздел, в котором декларируется необходимость «подтянуть» слабые школы. С тем, что не слишком высокие результаты тестов PISA довольно ярко выявляют проблемы современного российского образования, согласны и нынешние руководители Минобрнауки. «Мы сильно опаздываем с введением новых образовательных стандартов, которые как раз должны обеспечить вовлечение ребят в проектные формы обучения, овладение необходимыми компетенциями. Более того, мы также в недостаточной степени используем достижения отечественной педагогики, в которой были практики вовлечения ребят в деятельность, так называемые активные формы обучения», – признал в беседе с корреспондентом «МН» заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко. По словам замминистра, в России до сих пор остаются довольно неплохими на общемировом фоне начальная и старшая школы, а среднее звено нуждается в серьезных преобразованиях. «Именно там любознательные и стремящиеся учиться младшеклассники постепенно превращаются в замкнутых и агрессивных подростков», – говорит Реморенко. | ||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ | |