ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Учебная нагрузка
    Массовая культура
      Чтение книг
      Патриотизм
      Финансы
      Абитуриенты
      Кино в школе
        Этический кодекс
        Выбор профессии
        День учителя
          До школы
          Британские вузы
            Гуманитарное образование
            Одаренные дети
            Вопрос-ответ
              Новости
                Анонсы
                  Школьные сайты
                  Дискуссии
                    Фото информация
                      Новосибирский дендропарк


                      До школы

                      А когда-то считалось, что до школы ребенок должен играть О том, что нужно и чего не нужно делать при подготовке детей к школе, рассказывает заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Нина Гуткина. Сегодня большинство педагогов и родителей убеждены: дошкольников необходимо специально готовить к поступлению в школу, чтобы у них легче прошла школьная адаптация. При этом часто путают два вида адаптации: физическую и психологическую. Примером физической адаптации является климатическая, когда организм человека привыкает к новым условиям просто от длительного пребывания в этих условиях. Психологическая адаптация, а именно о ней имеет смысл говорить применительно к нашей теме, происходит только в том случае, если человек (ребенок) может в новых условиях удовлетворять существующие у него потребности, в первую очередь в безопасности, любви (хорошем отношении к нему), общении, развитии, включающем познание. Посещение подготовительных занятий при школе не даст ожидаемого результата, если малышу не понравится на этих занятиях, не понравится учительница, другие дети. В этом случае у ребенка, еще до того как он станет школьником, появляется отрицательное эмоциональное отношение к школе. Мнение о том, что малышей надо заранее приучить высиживать определенное количество времени, чтобы им не было трудно сидеть на уроках, также ошибочно. Если дошкольнику интересно то, чем он занимается (рисует, лепит), то даже гиперактивный ребенок будет спокойно сидеть за этим занятием. Еще одно заблуждение заключается в том, что детей надо заранее обучить простейшим школьным знаниям и навыкам (чтение, счет, письмо), чтобы в школе им было легче. Но когда в первом классе ученика начинают по второму-третьему разу (если помимо детского сада ребенка водили на подготовительные занятия в группу при школе) учить читать и считать, он уже не воспринимает этот материал как новый и не слушает учителя на уроке. Это естественная детская возрастная реакция на отсутствие новизны. Получается, что ребенок не умеет нормально читать и считать, но и не учится, поскольку ему кажется, что его этому уже учили. Отсутствие новизны в учебном материале приводит к тому, что первоклассник теряет интерес к учебе. И даже когда начинается действительно новый материал, он уже настолько привык «отсутствовать на уроке», что пропускает все мимо ушей. А если до школы ребенок научился неправильно читать или писать, то переучивать его очень сложно. Встает вопрос: тогда в чем заключается польза существующей сегодня подготовки к школе? Ни в чем, один только вред. Чем больше готовят ребенка к школе по описанной схеме, тем меньше он к ней готов. В чем проявляется его неготовность? Во-первых, по указанной выше причине ребенку не интересно учиться. Он может, конечно, выполнять задания по каким-то другим мотивам (из страха наказания или, наоборот, желания получить похвалу), но доказано, что эти мотивы не являются по-настоящему эффективными для прочного овладения знаниями, а главное, не побуждают ребенка к самостоятельному учению. Во-вторых, ребенок не может самостоятельно выполнять уроки. Сегодня родители сидят вместе с ним над домашним заданием (которое теоретически не задается). И это тоже следствие неправильной подготовки к школе. Вместо того чтобы натаскивать малыша на те знания, умения и навыки, которые ему все равно будут преподавать в школе, только более квалифицированно, надо до школы воспитать самостоятельность, желание самостоятельно овладевать новым. Сформированная позиция ученика гораздо важнее, чем заранее полученные азы школьной премудрости. В-третьих, современные первоклассники очень плохо умеют думать. А как без этого учиться? В-четвертых, современные семилетки плохо говорят на родном языке и понимают смысл прочитанного (воспринятого на слух) текста, что существенно затрудняет процесс обучения. Чтобы решить задачу, ее сначала надо прочесть и понять. Чтобы написать изложение, надо понять, о чем текст. Чтобы выучить (а не вызубрить) любой учебный материал, его надо понять. В-пятых, начиная учиться в школе, очень многие дети не умеют работать по образцу и по правилу. А на этом строится все обучение в первом классе. В-шестых, у детей плохо развита мелкая моторика руки, что серьезно затрудняет обучение письму из-за быстрого утомления пальцев и мышечных спазмов. В-седьмых, из-за длительного сидения на дошкольных занятиях в неправильных позах и малой подвижности у ребят начинается ранний сколиоз (искривление позвоночника), что приводит к существенному ухудшению их здоровья. Вот далеко не все последствия существующей сегодня целенаправленной подготовки к школе. А ведь было время, в далекие пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века, когда в нашей стране считалось, что до школы ребенок должен играть. Игра в психологии рассматривается как ведущая деятельность дошкольного возраста. Это означает, что именно в игре ребенок развивается, то есть приобретает новые качества, которые в дальнейшем он будет самостоятельно использовать. Дети играли в сюжетно-ролевые игры, что способствовало развитию умения воспроизводить образец, умения думать, развитию фантазии и воображения, лежащих в основе теоретического мышления. Играли в игры с правилами, что способствовало развитию умения работать по правилу. С ними играли и в дидактические игры, в ходе которых они получали определенные знания в интересной для них форме, а потому легко усваивавшиеся. Кроме игры большое внимание уделялось чтению детям художественной и научно-популярной литературы. Это способствовало овладению нормами литературной речи, развивало у школьников способность понимать текст, а также существенно расширяло их кругозор. Сегодня детям не столько читают, сколько учат их читать. Современные родители считают, что это главный показатель развития ребенка: чем раньше малыш начнет читать, тем он умнее. Но известно, что олигофрена (умственно отсталого ребенка) можно прекрасно обучить читать, при этом он не станет умнее. Умнее становятся не от самого технического навыка чтения, а от использования этого навыка, то есть чтения и понимания литературы. А вот с этим дело сегодня обстоит неважно. Даже если взрослые научили дошкольника читать, немногие дети станут читать самостоятельно, потому что у них не сформирована потребность в чтении. В дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у детей не технический навык чтения, а потребность читать книги. Если первоклассник придет в школу с желанием читать, он быстро и хорошо научится это делать. Тем более что в семь лет сформировать этот навык намного проще, чем в пять или раньше. Научившись читать, потому что ему самому это надо, ребенок и дальше будет читать книги. А сегодняшнее маниакальное увлечение родителей ранним обучением детей чтению (когда им это еще трудно, когда им непонятно, зачем это нужно) приводит к стойкой отрицательной эмоциональной реакции на книги в принципе. В результате дети с трудом овладевают процессом чтения и вообще не хотят читать. Подготовка к школе – это не дрессура детей в плане приучения их к утомительному высиживанию и натаскивания на простейшие школьные знания, умения и навыки. Это полноценное развитие дошкольников в соответствии с их возрастными закономерностями, когда у них формируются новые потребности, которые они смогут удовлетворить в школе, что и проявляется в виде психологической готовности к школьному обучению.

                      Подразделы

                      ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |