ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | |
Учебная нагрузка Массовая культура Патриотизм Финансы Абитуриенты
Выбор профессии Закон об образовании День учителя Британские вузы Одаренные дети Вопрос-ответ Дискуссии
|
Закон об образованииЗакон об образовании: нововведенияО нововведениях закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказывает статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. Закон «Об образовании в Российской Федерации» в силу своего предмета и значимости затрагивает интересы каждого жителя нашей страны. Этот законопроект стал всенародным и с точки зрения важности гарантируемого права на образование и механизмов его реализации, и с точки зрения вовлеченности всех заинтересованных лиц в его подготовку. Обсуждение проходило в Государственной думе, в Совете Федерации, в Общественной палате, на конференции Российского союза ректоров. Законопроект рассматривался общественно-профессиональными объединениями, профсоюзами сферы образования и общероссийскими объединениями работодателей, органами исполнительной власти субъектов РФ, трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках открытого общественного обсуждения в Интернете поступило порядка 11 тысяч предложений. Думаю, ни один закон за последнее время не проходил столь широкого общественного обсуждения, и, безусловно, за два года законопроект существенно изменился. Но острую необходимость принятия нового закона подчеркивали все без исключения участники общественного обсуждения. Действующий закон «Об образовании» был принят в 1992 году. Многие юристы признают его одним из самых прогрессивных для своего времени, позволившим выполнить очень непростые задачи. Закон «Об образовании» создал новые правовые условия для функционирования системы образования в условиях рыночной экономики, заложил фундамент для формирования современной модели образования. Но он принят 20 лет назад. По сути, он принимался в совершенно другой стране. За это время изменился мир, изменилась Россия, изменились мы сами, появились технологии, которых ранее не было, и действующий закон перестал удовлетворять современным требованиям и общественным отношениям, которые складываются сегодня в системе образования. Политика внесения поправок в существующий законодательный акт уже исчерпала свою силу. И мы логически и плавно подошли к необходимости принятия нового закона, который создаст необходимые условия для дальнейшего развития системы образования и в котором будет учитываться, что эта отрасль требует постоянного динамического обновления. Позволю себе остановиться на некоторых аспектах предлагаемого законопроекта. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет и развивает базовые принципы и социальные гарантии, заложенные в законе 1992 года, предлагая конкретные механизмы реализации этих принципов в современных условиях. Новый законопроект закрепляет все лучшие практики и образовательные технологии, которые сложились и были отработаны за 20-летний период. Так, например, в обучении уже длительное время используются дистанционные образовательные технологии, и у студентов появилась возможность одновременного обучения в нескольких образовательных учреждениях. Законодательно закреплены основы использования в образовательном процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта. Выравнивается правовое положение государственных (муниципальных) и частных образовательных учреждений. Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Закрепляется система мониторинга, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике. Предусматриваются нормы, обеспечивающие открытость образовательных организаций. Принципу открытости в законе уделяется достаточно большое внимание. Этот принцип подразумевает участие в образовательном процессе представителей общества, в том числе участие работодателей в оценке эффективности образовательной деятельности, в процедурах лицензирования и аккредитации программ профессионального образования. Закон закрепляет перечень необходимой информации, которую образовательное учреждение должно довести до потребителей образовательных услуг. Вводятся процедуры независимой оценки качества, которые позволят специализированным организациям давать оценку деятельности образовательных учреждений, в том числе оценивать достоверность и полноту открыто публикуемой информации о качестве образования, предлагаемого потребителям. Правовая модель, закрепляемая законопроектом, предполагает активное участие в формировании системы образования всех субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся, родителей, образовательных организаций, органов управления образованием разных уровней, общественных организаций и работодателей. Значительное внимание в законе уделяется правовому статусу участников образовательных отношений. Особо хочу сказать о внимании закона к фигуре учителя. Впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогического работника в обществе, введены обязательства государства по созданию условий для осуществления профессиональной деятельности педагогических работников. Детально урегулированы академические и трудовые права педагогических работников и меры их социальной поддержки. Предусматривается принятие кодекса профессиональной этики, а также механизмы защиты педагогов от неправильного поведения со стороны учащихся, родителей, от произвола администрации. Законопроект закрепляет дополнительные гарантии деятельности педагогов, устанавливает реальные механизмы, обеспечивающие уровень оплаты труда педагогических работников не ниже среднего по экономике соответствующего региона, предусматривает гарантии повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет работодателей. Устраняется правовой пробел в части аттестации педагогических работников частных образовательных учреждений. В законопроекте детально урегулированы вопросы правового статуса обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки. Представлены реальные механизмы решения вопросов, касающихся стипендиального обеспечения учащихся, предоставления им мест в общежитии, обеспечения учащихся учебниками, питанием, транспортом для доставки к месту обучения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет приоритет родителей в воспитании и обучении детей. Родителям предоставляются широкие полномочия для участия в образовательной деятельности. Зафиксировано право родителей на получение полной информации о всех видах обследования учащихся, присутствие на проводимых обследованиях, право отказаться от проведения обследований. Родители могут выбирать для ребенка формы получения образования в конкретном образовательном учреждении. На законодательном уровне введены нормы, регулирующие вопросы защиты прав обучающихся и их родителей. В частности, предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Особое внимание уделено образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон устанавливает приоритетность инклюзивного образования таких детей, то есть обучения в общеобразовательных учреждениях, сохраняя при этом возможность создания сети специализированных образовательных учреждений, когда обучение в общеобразовательных учреждениях является труднодоступным либо невозможным. Закон закрепляет особенности получения образования детьми, проявившими выдающиеся способности. Существенно систематизируется система внеконкурсного поступления в образовательные учреждения. Предлагаются реальные механизмы в обеспечении доступности высшего образования для лиц, которые в силу разных жизненных обстоятельств не смогли получить необходимый для поступления в вузы уровень образования. Я имею в виду создание подготовительных бесплатных отделений для широкой категории граждан: дети с проблемами здоровья, участники военных действий, военнослужащие, дети погибших сотрудников правоохранительных органов и так далее. После бесплатного обучения на этих отделениях и прохождения вступительных испытаний они получают преимущества при поступлении в вуз. Закон предлагает учащимся широкое разнообразие образовательных программ и образовательных траекторий. Теперь каждый ребенок сможет определить свой набор предметов для изучения в образовательном учреждении либо получить подготовку по каким-то отдельным направлениям за пределами образовательного учреждения. Закон впервые фиксирует возможность и необходимость сетевого обучения, когда в обучении участвует не только образовательное учреждение, в котором непосредственно учится ребенок, но и другие образовательные учреждения как в России, так и за рубежом, а также учреждения, для которых образовательная деятельность не является основной, например учреждения культуры, спорта и так далее. Закон реагирует на современные запросы общества в области профессионального образования. Структура профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией РФ. В частности, среднее профессиональное образование становится общедоступным для всех граждан. Этой нормы не было в ФЗ «Об образовании» 1992 года. Предлагается широкий спектр программ профессионального обучения квалифицированных рабочих кадров, которые позволят гражданину неоднократно в течение своей трудовой деятельности повышать свою квалификацию. Закон достаточно полно использует механизмы, которые позволяют обеспечить дальнейшее развитие системы образования. Впервые на законодательном уровне закреплена возможность опытно-экспериментальной деятельности в системе образования. В последние годы мы сталкивались с тем, что интересные образовательные технологии, интересные модели не могли быть реализованы в силу ограниченности законодательства. Нормы нового закона позволяют вести опытно-экспериментальную деятельность в образовательном учреждении и при наличии положительного результата внедрять инновационные образовательные технологии в систему образования. Особо отмечу введение педагогической экспертизы. Приведу пример. Все мы сталкиваемся с требованиями СанПиНов и понимаем, что не всегда они могут быть совместимы с технологиями организации образовательного процесса в школе. Закон предусматривает предварительную экспертизу проектов нормативных актов с целью устранения их негативного влияния на развитие системы образования, устранения конфликта интересов различных нормативных актов. Система образования не может рассматриваться как самодостаточная замкнутая система. Принятие закона об образовании должно сопровождаться внесением изменений в законодательные акты, регулирующие отношения с другими отраслями экономики и социальной сферы. В этих целях подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”». Этот законопроект предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов и приводит иные законодательные акты в соответствие с нормами закона об образовании в части использования терминологии, трудовых отношений педагогических работников, межсоциальной поддержки учащихся, полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» одобрен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную думу. Но его обсуждение продолжится и, надеюсь, позволит улучшить предлагаемый вариант и отработать те механизмы, в отношении которых пока нет модели реализации. Подразделы | ||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ | |