ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | |
Учебная нагрузка Массовая культура Патриотизм Финансы Абитуриенты
Выбор профессии Закон об образовании День учителя Британские вузы Одаренные дети Вопрос-ответ Дискуссии
|
Домашние заданияКто из нас в детстве хоть раз не мечтал об отмене домашних заданий? И вот в Европе об этом заговорили всерьез – британские и французские родители младшеклассников больше не хотят по вечерам видеть своих детей над учебниками. Наши родители и педагоги оценили плюсы и минусы такого решения.Противники домашних заданий приводят целый ряд аргументов. Во-первых, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и другие полезные занятия. Во-вторых, отмена домашки снимает часть различий в уровне подготовки. Ведь часто отличник – не тот, кто умнее, а тот, с кем родители часами сидят над домашними заданиями, разжевывая все правила. Отсутствие домашних заданий позволяет понять, кто из ребятишек действительно умный, а кто зубрила. И наконец, без домашки учителя станут ответственнее подходить к обучению – ведь если они не дадут необходимых знаний, ребенок не сможет восполнить пробелы дома. Они будут тщательнее следить за тем, чтобы дети не отвлекались и усваивали все правила. Главный аргумент в защиту домашних заданий – это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал. – Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, – объясняет методист Ольга Узорова. – Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Допустим, на тему у учителя выделено 15 часов. А без домашних заданий на эту же тему придется потратить 30-40 часов. И потом отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми. – Теоретически урока должно быть достаточно, чтобы усвоить тему, но на практике все оказывается сложнее, – соглашается директор Центра образования №429 «Соколиная Гора» Сергей Дроздов. – Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашние задания можно задавать не по всем предметам, а только по основным – математике, русскому, физике, химии и т. д. Или ограничивать объем – в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные. – В нашей системе образования домашка необходима, – считает Людмила Титова, мама второклассницы. – У меня, например, дочь скромная, она стесняется переспросить у учителя то, чего недопоняла. А дома, делая упражнения, она может посоветоваться со мной. И кстати, узнать что-то новое. Когда дети обсуждают задания с родителями, они получают более разносторонний взгляд на предмет. – Часто дети делают задание долго не потому, что оно сложное, а потому, что им сложно сосредоточиться, они начинают отвлекаться, – объясняет Ольга Узорова. – И именно поэтому домашнее задание полезно – оно учит школьников самоорганизации. В некоторых школах задание дают сразу на неделю, и ребенок должен сам правильно распределить свое время, чтобы не делать все в последний момент. – Я понимаю, почему британские родители подняли эту тему – в английских школах занятия продолжаются до 16 часов, – предположил директор школы №57 Сергей Менделевич. – А у нас дети заканчивают учиться к 14. И без дополнительного закрепления знаний дома они предмет не освоят. Хотите отменить домашние задания – давайте увеличивать число уроков в школе. «Уроки в первом классе не задают, чтобы не перегружать детей. Перегружать чем? – возмущается в блоге молодая мама. – Пятью строчками в прописях и шестью примерами по математике? В СССР, например, школьная программа была куда сложнее – и никто не жаловался. Наша учительница оказалась дальновиднее Министерства образования и сразу предупредила, что если в первом классе ничего не делать дома, то во втором это будет «обнять и плакать». Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»: «Самое смешное: пока взрослые бьются над судьбоносной проблемой, школьники в большинстве своем ее-то решили. Обратите внимание: наши дети – система самоорганизующаяся. Когда их заваливают домашними заданиями, они знают, какие можно не сделать с меньшими, так сказать, потерями для дневника. А если их и вовсе нагружают сверх меры – просто забивают на все и уроков вечером не делают вовсе. Исключение – 5 процентов перфекционистов (они же – школьники с «синдромом отличника»), которые сидят до полуночи, чтобы вызубрить каждую строчку каждого параграфа. Так что я проблему поставил бы по-другому: как сделать так, чтобы домашние задания было интересно делать, было полезно делать? Как сделать так, чтобы уроки истории дополняли уроки литературы, а физики – математику? У нас же до сих пор в учебниках по разным предметам одни и те же явления называются по-разному. У нас до сих пор зачастую дети не понимают смысл той Джомолунгмы заданий, которые валятся им на головы.
| |||
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ | |