ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Бесплатность образования

                    Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатное образование. К сожалению, на этот основной закон страны давно перестали обращать внимание, считает газета «Семья» №33 за 2005 г. По сути, у россиянина есть огромное количество прав (на бесплатное лечение и образование), но на самом деле - все эти права столь же мифические, как и деньги, которые правительство выделяет на систему образования.

                    "Добровольные" взносы родителей на покраску парт, классных комнат, покупку штор, замену оконных рам и прочего инвентаря в российских школах давно уже никого не удивляют. Чтобы чадо окончило общеобразовательное учреждение, мамы и папы готовы платить сколько угодно. Проблемы недофинансирования министерство образования и науки все чаще перекладывает на плечи родителей, мол, ваши дети учатся, вот и крутитесь, как хотите. И родители изо всех сил стараются все десять лет ни в чем школе не отказывать, чтобы не навредить успеваемости своего ребенка.

                    Кстати, опросы, проведенные социологами ВЦИОМ и ФОМ в преддверии первого сентября прошлого года, убедительно доказали, что образование в России де-факто давно уже стало платным. Ни разу не заплатить ни копейки за учебу любимого чада удавалось лишь двум процентам родителей. Для остальных же оплата из собственного кармана разнообразных нужд школ и учителей давно стала нормой. Согласно опросам ВЦИОМ, за последние пять лет респондентам приходилось из собственного кармана оплачивать ремонт школ (это делали 38 процентов опрошенных), покупать оборудование (21), платить за охрану (21), приобретать учебно-методические материалы (32), вносить плату за дополнительные занятия по основным предметам (15) и скидываться на подарки учителям (31). Большинство опрошенных были уверены, что с каждым годом образование становится все дороже. Так считали 86 процентов респондентов с доходами менее полутора тысяч рублей на человека в месяц и 66 процентов из тех, кто ежемесячно получал более пяти тысяч рублей.

                    По данным ФОМ, разовые расходы на подготовку к началу учебного года - покупка учебников, формы, цветов и конфет учителям - половине россиян обошлась в сумму, превышающую три тысячи рублей, а 17 процентов выложили больше пяти тысяч. При этом, согласно опросам экспертов "Левада-центра", 60 процентов россиян были уверены, что хорошего образования ни их детям, ни их внукам не получить. Любому здравомыслящему человеку понятно, что в условиях гарантированного "бесплатного всеобщего среднего образования" и хронического недофинансирования школ директора не могут позволить себе отказаться от родительских взносов. Просто есть разные варианты: если директора преуспевающих столичных школ могут собирать деньги в виде добровольных пожертвований в различные благотворительные фонды, то обычным школам приходится заниматься обычным вымогательством.

                    Наше правительство изо всех сил пытается вывести из кризиса российское образование. Обсуждается уже третья по счету концепция реформы образования. Первые две концепции оказались нежизнеспособными. Начать учить по-новому планируется с 2008 года. Начинать получать образование нас хотят заставить с 5 лет. Министерство разработает программу "классов раннего развития", где по 3-4 часа в день малышей будут готовить к школе. Все дети (и те, кто ходит в детский сад, и те, кто не ходит) должны быть одинаково подготовлены к школе. Психологи утверждают, что это вредно для здоровья малышей. Ни в одной стране дошкольное воспитание не входит в обязательную школьную систему. Среднюю школу также ожидают нововведения. Минобрнауки утверждает, что российские школьники загружены на 25-30% больше, чем европейские. Поэтому нагрузка будет снижена ровно на четверть. Если человек захочет получить знания сверх стандарта, за это придется заплатить. Другими словами, государство готово гарантировать образование в объеме церковно-приходской школы. Грамотности научим, а за остальное - платите деньги. Пока точного перечня сокращенных предметов нет, но, по некоторым данным, в их числе будут второй иностранный язык, музыка и рисование. Естественно, платными станут и все дополнительные занятия с отстающими. Правда, обещают, что детям из малообеспеченных семей будут выплачивать субсидии. Но эти субсидии придется платить почти всем, а на всех денег в бюджете не хватит. И потом - где гарантии, что деньги пойдут на оплату образования детям? Кроме того, предлагается ввести так называемую модульную систему образования: учащийся сможет сам выбирать курсы, которые хочет изучать. С прошлого года такой эксперимент начался уже в 10 регионах России. Десятиклассники смогут выбрать один из 13 профилей: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, индустриально-технологический, универсальный и даже спортивно-оборонный. Если в школе нет класса выбранного вами профиля, вам должны помочь подыскать по соседству другое учебное заведение, где нужная специализация присутствует. Но на практике такое вряд ли возможно. Прежде родители девятиклассника выбирали: а) между десятым классом и ПТУ (теперь это называется колледж), б) между платной и бесплатной школой. В новых условиях выбор ограничится первым пунктом. Ни один чиновник, да и ни один директор в официальной беседе не признается вам, что профильное обучение - это завуалированный переход к платному школьному образованию (по крайней мере, в старших классах). Вопрос этот целомудренно обходится даже в самой образовательной среде, напирают в основном на повышение качества образования, сознательный профессиональный выбор и т. п. Если же коротко резюмировать частные разговоры в образовательной среде на эту тему, главный вопрос (риторический) звучит так: а смогут ли дети из интеллигентных семей (в том числе учительские дети) попасть в старшие классы? Кого мы будем учить? Что касается позиции родителей - и без сложных социсследований ясно, что людей, способных оплачивать образование своих детей в течение 7 лет (2 года школы + 5 лет института), не так много.
                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |