ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Учебная нагрузка
    Массовая культура
      Чтение книг
      Патриотизм
      Финансы
      Абитуриенты
      Кино в школе
        Этический кодекс
        Выбор профессии
        День учителя
          До школы
          Британские вузы
            Гуманитарное образование
            Одаренные дети
            Вопрос-ответ
              Новости
                Анонсы
                  Школьные сайты
                  Дискуссии
                    Фото информация
                      Новосибирский дендропарк


                      Учебники

                      Коммуникативный подход к тайнам нашего языка пропагандирует профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова Марина Сергеевна Соловейчик. Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Тогда понятно и вежливо говори и пиши на русском языке. Марина Сергеевна познакомила новосибирских учителей с этим подходом, а также со своей авторской программой, учебными и методическими пособиями, составляющими УМК «Гармония» по русскому языку в рамках информационно-методического семинара. Знакомство с основными концептуальными положениями курса и методами их реализации состоялось в информационно-методическом отделе ОблЦИТ. Автор учебников «К тайнам нашего языка» по УМК «Гармония» рассказала об особом построении курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала. Марина Сергеевна настраивала учителей не реализовывать до мелочей то, что написано в учебнике, а подходить ко всему изложенному в нём, помня о главном — о развитии мышления ребёнка. Хорошее сотрудничество между автором и учителем, работающим по УМК «Гармония», может возникнуть только в том случае, если они становятся единомышленниками, если они стремятся к одной цели. Поэтому замысел Марины Сергеевны заключался в том, чтобы сделать книжку для учителя. — Моя задача сегодня в том, чтобы рассказать, какие идеи и как реализованы в моём учебнике. Возможно, после этого в Новосибирске я обрету новых единомышленников. Начиналось всё с того учебника, который делался для студентов (вечерников, заочников), для работающих учителей. Я понимала, что никакой методист не может работать сам по себе, садиться за письменный стол и думать: что б такого я хотел придумать? Методика вырастает из существовавшей несколько десятков лет традиционной школы. Педагогика и психология обучения много дают для роста методики. Неслучайно многие вещи не получаются в традиционной школе. И не потому, что были глупые методисты, а появились умные. Время пришло. Пока не накопилось в науке о языке, в лингвистике, представлений о том, что такое речь, что такое текст, пока не отстоялись какие-то вещи, не могла методика этим полноценно воспользоваться. А сегодня время пришло, когда на слуху слова про развивающее обучение, не случайно работали Давыдово-Эльконинская, Занковская системы. Мы по традиции продолжаем делить обучение на эти системы. А разве мог методист или учитель за последние десятилетия не вобрать всего того, чему нас учила психология? Поэтому сегодня современная методика — это методика, поднявшаяся на иной уровень. Нет, мы не обижаемся на то, что нас, представителей новой методики, преподносят как представителей традиционной школы. Я считаю себя традиционным методистом, который обучает и хочет обучаться. И если вы откроете мои методические рекомендации к 1 классу, то увидите на первых полутора страницах много имён — вот на чьих плечах я стою! От М.Л. Закожурниковой, Т. Г. Рамзаевой до В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и Л. В. Занкова. Так веками происходит развитие методики. —Вы работаете самостоятельно или в соавторстве? — Сначала я хотела говорить о магистральных линиях, которые были реализованы в устаревшей уже книжке «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения». Там все ссылки, образцы и примеры из старых учебников. Где-нибудь через год я сяду за обновление этой книжки уже со ссылками на нынешнее обучение. Это были магистральные, стратегические линии. Я не писала этот учебник одна, например, я приглашала П.С. Жедек на написание раздела по фонетике, по орфографии в старом учебнике. И когда вы возьмёте наши учебники, то увидите, что у меня везде консультантом стоит П.С. Жедек. Интересно, что весной на Давыдово-Эльконинских курсах полчаса рассказывали о наших учебниках. Да, единство есть. В подходе к обучению, к построению урока. — Значит, ваши учебники базируются на традиционной методике, но несут что-то и новое, навеянное временем. Вы настаиваете, что ваш подход относится к традиционной методике? Может, всё-таки не путать старое с новым? — Да, я настаиваю. Два основных показателя говорят о присутствии традиции в новой методике. Первое — цели и задачи обучения. Я приверженец классической традиционной идеи. Что такое курс русского языка в начальной и средней школе? Это практический курс, поэтому цель — умение владеть родным языком в устной и письменной форме. Если вы откроете любую программу прошлых лет по русскому языку, вы обнаружите то же самое. Пересечения есть с учебником В. В. Репкина по Давыдово-Эльконинской системе. Репкин многому обучил целое поколение методистов, но мы с ним в принципе расходимся. Моя внутренняя установка — практические умения, а его занимали развитие теоретического мышления. Он считал, что практическую сторону доведёт сам учитель. Но учителю это очень трудно. Он не сможет проникнуться и пропитаться новыми идеями, их надо пронести через учебник. Я очень требовательно в этом отношении к себе подхожу. Любой термин я перепроверяю вопросом: он мне практически нужен, я могу без этого термина обойтись? Если могу, то и обхожусь. Любое изменение я комментирую в методических рекомендациях. — Когда мы говорим «русский язык», что невольно из-под сознания учителя выплывает орфография. Как с этим? — Безусловно, орфографические умения я тоже имею в виду наряду с речевыми ошибками! Как лучше всего проверить учителя? Диктантами. Поэтому естественно, что учитель занимается, прежде всего, орфографией, стремясь развить стопроцентную орфографической зоркости. Но надо понимать, что орфография — не цель, а средство письменного общения. Второй круг умений — умения речевые! Второй показатель присутствия традиции в нашей методике — содержание обучения, чему учить? Круг понятий, тематика за десятки лет так отточились. На мой взгляд, нет необходимости в переносе тем из средней школы в начальную. Не надо за среднюю школу что-то делать, у всех свои задачи. Наш фундамент (начальное образование) должен быть таким, чтобы с него можно было стартовать дальше. Не надо выучивать то, что дают сверху, надо развивать у ребёнка интуицию, умение манипулировать словом, лингвистическое мышление. Получается даже абсурдно противопоставление традиционного и развивающего обучения. Работаете по традиционной методике? Значит, не смейте развивать! Так что ли? Это же нелепо. Со временем грани сотрутся. Традиционная методика должна расти, должна вбирать в себя всё новое, прогрессивное. Это меня вполне устраивает. — В чём концептуальные особенности вашей программы? — Полностью концепция курса изложена в журнале «Начальная школа» №8 за 2000 год. Поэтому не буду останавливаться на ней подробно. Там изложены концептуальные особенности курса «К тайнам нашего языка», там же можно найти общую характеристику комплекта учебников для I-IV классов. В целом, мне хотелось изменить отношение ребёнка к предмету «русский язык», чтобы он относился к нему с пытливым интересом, чтобы язык стал для него близким и по-настоящему родным. Он же всё умеет, но не догадывается об этом. А к этому его должен подвести учитель. В рамках семинара Марина Сергеевна с интересом узнала о том, как работают новосибирские учителя по УМК «Гармония», с какими проблемами сталкиваются, скажем, в новосибирской школе №203, ответила на их вопросы и сомнения, поделилась советами и рекомендациями.
                      ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |