ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Психолого-педагогические классы: история и методология

                    «Психолого-педагогические классы: история и методология» – так называлась лекция Елены Брель, профессора РАО, доктора психологических наук, почетного работника сферы образования РФ, которую она прочитала педагогам в Российской академии образования.

                    Елена Юрьевна напомнила, что в 2021 году Минпросвещения был задан вектор на открытие и развитие классов психолого-педагогической направленности. Она подчеркнула, что это не отдельный профиль: новшество идеи в том, что классы такой направленности могут открываться в любом из пяти профилей в системе общего среднего образования.

                    Смысл нового подхода заключается в том, что классы психолого-педагогической направленности призваны не только ориентировать на педагогическую профессию, но и обеспечивать школьников возможностями для саморазвития, развития эмоционального интеллекта, формирования навыков 21 века, коммуникации, креативного мышления, способности к командной работе.

                    При этом не имеет значения, какой профессиональный выбор сделает учащийся по окончании 11 класса. После обучения в классе психолого-педагогической направленности у него будет больше шансов к осознанному выбору, он получит более развитые коммуникативные навыки, навыки социализации. Эта идея транслируется в разных регионах, где работают над организацией таких классов, при подборе специалистов для них.

                    Среди основных задач таких классов – формирование у школьников представления о человекоцентрированных профессиях.

                    У нового подхода есть предыстория. Традиции педагогической подготовки школьников в стране богаты.

                    Смольный институт был открыт по инициативе приближенного императрицы Екатерины II Ивана Бецкого, представившего устав для воспитания благородных девиц.

                    Спикер отметила созвучность настоящему времени: Иван Иванович Бецкой уделял особое внимание четырем сторонам образования в Смольном институте. Это, в частности, физическое и моральное воспитание («Леность – мать всех пороков, трудолюбие – отец всех добродетелей»). Бецкой призывал приучать детей к ручному труду, рукоделию.

                    Основными достижениями Бецкого за время его руководства институтом были следующие. Он сформулировал основные нравственные задачи школы, многие из которых и сегодня являются актуальными. Говорил о необходимости формирования нового образа матери – по этой причине много внимания уделял новшествам в женском воспитании в России. Тогда в русских семьях разных сословий стали впервые появляться образованные женщины, которые несли гуманистические идеалы. Идеи Ивана Бецкого использовались в различных образовательных учреждениях страны.

                    В 1859 году руководить Смольным институтом стал Константин Ушинский. Несмотря на недолгую работу в этой должности, он успел сделать так много, что сегодня его вклад в развитие образования сложно переоценить. Было перестроено содержание подготовки по всем учебным предметам, что приравняло женское образование к мужскому. Впервые в русской школе был введен знаменитый курс «Детский мир», который стал центральным звеном, вокруг которого строилось содержание всего начального образования в России.

                    Елена Юрьевна отметила, что сегодня многие отмечают дефицит педагогов-психологов в системе образования, которые очень важны для развития психолого-педагогических классов. Эта проблема была актуальна и во времена Ушинского.

                    Александр Нечаев – классик отечественной психологии – отмечал, что школьникам необходимо изучать психологию. Он открыл первую в стране лабораторию экспериментальной педагогики.

                    Елена Бриль обратила внимание на некоторые его высказывания. По его мнению, педагогу необходима психологическая наблюдательность. Она помогает строить продуктивные взаимоотношения с учениками. Задачами и целями преподавания психологии в качестве отельного предмета он видел формирование научного представления о психологических понятиях, с которыми школьники сталкиваются в жизни (восприятие, чувства, эмоции).

                    Резюмируя сказанное, лектор напомнила, что цели психолого-педагогической подготовки выходят за рамки подготовки к педагогической профессии. Стремление к саморазвитию можно считать одной из главных целей в системе общего образования.

                    Информация и иллюстрация сайта «Учительской газеты»

                    19 июн 2023

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |