|
Новости
Две трети молодых людей в мире УБН не имеют универсальных базовых навыков Экономисты мюнхенского ifo Institute, сопоставив мировые данные о результатах школьного образования, впервые дали оценку «снизу» масштабов экономических потерь из-за низкого качества массового образования. По их подсчетам, до конца века мир потеряет не менее 11,4% ВВП из-за отсутствия у детей базовых интеллектуальных навыков, которые средняя школа не может дать в среднем 62% учащихся.
Исследование «Глобальные универсальные базовые навыки: их текущий дефицит и влияние на мировое развитие» по состоянию на 2020 год консолидирует данные об «универсальных базовых навыках», минимально необходимых детям для их будущей экономической конкурентоспособности.
Этот термин неявно апеллирует к популярной концепции «универсального базового дохода», как бы намекая на то, что трансформация мирового рынка труда в духе этой концепции должна быть подкреплена соответствующей производительностью работающих.
Формальная цель работы – оценка нижней границы потенциальных потерь мирового ВВП в ближайшие десятилетия от выхода на работу людей, не имеющих универсальных базовых навыков.
Авторы объединяют данные международного тестирования школьников PISA и TIMSS, региональных тестов TERCE/SERCE, SACMEQ и PASEC, субнационального тестирования госструктурами в Индии и КНР.
Ключевым параметром являются результаты по «первому уровню» тестов PISA и PISA-D, описывающих базовую грамотность (чтение, письмо, понимание текста, инструкций, минимальные критерии дальнейшей обучаемости) школьников, позволяющую им работать на современном предприятии. Авторы получили приблизительные данные по странам с 98,1% мирового населения, создающего 99,4% глобального ВВП – это почти идеальный охват и база для оценок «снизу», поскольку, как правило, тестированием навыков типа PISA подавляющее большинство школьников не охвачено.
Результаты исследования могут показаться шокирующими, хотя сама оценка недоиспользованного потенциала мирового ВВП до конца XXI века в этом аспекте не кажется огромной – это 11,4%, или порядка $700 трлн непроизведенной добавленной стоимости. «Стилизованные факты» о том, что дает миру распространение начального и среднего образования, таковы.
Как минимум две трети молодых людей в мире УБН не имеют – они либо останутся неконкурентоспособными в контексте мировой экономики (что, отметим, не помешает им быть конкурентоспособными в закрытых частях национальных экономик), либо их необходимо «доучивать» до обретения УБН.
В 101 стране из 159 обследованных базовые навыки не получили более половины детей, в 36 странах – более 90%. В странах с высоким доходом УБН не осваивают четверть детей (в Северной Америке – 24%, в РФ – также 24%). Мировой лидер по этому показателю – Гонконг, УБН нет лишь у 11%, в аутсайдерах – страны Северной Африки (89%).
Дело не в охвате школьным образованием как таковом: хотя значительная часть популяции детей, не способных работать в современной экономике, сформирована из не получающих среднее образование, навыков для минимума конкурентоспособности не обретают 62% учащихся средних школ.
Это отрезвляющее знание о результатах широчайшего распространения среднего образования в мир, видимо, не следует недооценивать: результаты предыдущих исторических эпох были, очевидно, существенно хуже, в том числе на момент мировой «технологической революции» и подготовки базы для современной постиндустриальной экономики в развитых странах в 1950–1970 годах.25 янв 2023
|
|