ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Олимпиада по литературе: как готовиться?

                    В ноябре в Образовательном центре «Сириус» прошла литературно-олимпиадная программа. Двухнедельный интенсив нацелен на подготовку победителей и призеров регионального этапа ВсОШ по литературе к олимпиаде. О том, что значит ВсОШ для школьников и почему литература требует эрудиции и широкого кругозора, рассказала доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина.

                    «Чтобы побеждать, у ребенка должен быть синтез аналитических умений и творческого начала, – уверена Татьяна Кучина. – Таким образом, с одной стороны, должны быть очень хорошие интеллектуальные способности, связанные с пониманием, обработкой, трактовкой информации. С другой стороны, должны быть креативные способности, а мы даем творческие задания, которые проверяют их наличие.

                    По словам эксперта, немного найдется олимпиад, где проверялись бы не столько знания, сколько навыки работы с художественными и прикладными текстами. Умение говорить в разных жанрах, для разной аудитории – то, что становится предметом оценивания в олимпиаде на творческих заданиях. Когда на заключительном этапе проводится устный тур, от участника требуется умение общаться с той аудиторией, для которой он готовит свой материал. Здесь уникальный набор заданий и форм олимпиадной работы, их нет на других предметных олимпиадах.

                    «Если есть интерес к чтению и живость мышления, креативные идеи, то всегда есть смысл пробовать себя на школьном этапе, – сказала профессор. – Как раз здесь мы можем показать, насколько увлекательным может быть предмет «литература» и что часто остается за бортом уроков. Олимпиада проявляет, насколько интересной может быть интеллектуальная работа, связанная с анализом текста или с выполнением какого-то творческого задания. Это возможность познакомить детей с новыми авторами, поскольку мы даем очень много произведений современной литературы, показать им, насколько неординарной может быть литература или дать для изучения редкие тексты, которые не обладают широкой популярностью, но при этом значимы и с ними интересно работать».

                    Участие в олимпиаде 2022 года – это уже начало подготовки к олимпиаде 2023-го. Когда школьник получает задания на одном из туров, то одновременно получает направление своей работы. Он может увидеть те векторы, по которым строится исследование литературы. Для ребят участие в олимпиаде – это отправная точка для того, чтобы начать готовиться к следующей.

                    В литературно-олимпиадной программе в «Сириусе» много занятий, которые связаны с аналитической работой, причем это не просто разные тексты, но и разбор их с разными преподавателями. Так участники программы видят, как по-разному можно подходить к материалу, разные трактовки информации и алгоритмы, с которыми преподаватель подходит к художественному тексту. Есть занятия, которые связаны с кино, живописью, анимацией. Все это наводит мостики между литературой и смежными видами искусства, а также дает ребятам понятийный язык, терминологический аппарат. Также на программе школьники пишут пробный аналитический и творческий туры. Проводится филологический батл. Есть проектный семинар, который проходит в формате аукциона литературных вещей.

                    «Если школьник включен в актуальную современную культуру, то это уже огромный шаг на пути к олимпиадным достижениям, – считает Татьяна Кучина. – Готовясь к аналитическому туру, можно учиться на работах классиков филологии, на примерах разборов текстов, которые появляются в научной прессе, на семинарских занятиях в рамках дополнительного образования. Для этого нужна определенная мотивация и готовность к постоянной аналитической работе для тренировки навыков. А к творческому туру научить чему-то конкретному сложнее. Если школьнику повезло с наставником, то это очень здорово. Но сейчас современный подросток располагает очень широкими возможностями и без преподавателя: есть и Arzamas, и канал Армена Захаряна «Армен и Федор», где даются замечательные образцы работы с литературными произведениями,. Естественно, работу наставника никто не заменит, потому что только преподаватель может дать ученику обратную связь. Это очень важная часть подготовки. Но школьник готовится к олимпиаде всю жизнь, всем тем культурным опытом, который у него сформировался».

                    28 ноя 2022

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |