Как закончить школу экстерном?Как закончить школу экстерном? Оказывается, это вовсе не сложно, выяснила газета «Вечерний Новосибирск». Главное преимущество обучения экстерном — возможность получить образование в два раза быстрее. За последние 10 лет в России число учащихся-экстернов увеличилось в 20 раз. В новосибирской открытой (сменной) общеобразовательной школе N 27 Калининского района форму обучения экстерном практикуют больше 10 лет. Сейчас среднее образование экстерном здесь получают 117 человек.
«Еще пять лет назад мы набирали всего две группы: одну — в первом, другую — во втором полугодии, — рассказывает директор школы Наталья Щинова. — В последнее время у нас набирается минимум по три группы. В этом году их четыре. То есть потребность в экстернате выросла в два раза». Причины, по которым ребята предпочитают экстернат традиционной форме обучения, самые разные. Возраст учащихся варьируется от 15 до 36 лет. Бывали, вспоминает Наталья Андреевна, и 50-летние ученики. Но основной контингент — от 16 до 23 лет.
«Большинство из них работают в коммерческом секторе. А там, как вы понимаете, трудно сочетать профессиональную деятельность с учебой, — продолжает Наталья Щинова. — Девушки приходят к нам по причине рождения ребенка. Сейчас, слава Богу, беременность старшеклассницы уже не служит поводом для исключения ее из школы. Но посещать уроки, имея на руках грудничка, согласитесь, проблематично. Есть у нас учащиеся профтехучилищ и техникумов, где не преподают программу средней школы. Много спортсменов, студентов театрального училища, дети, чьи родители работают за границей. Например, в прошлом году училась девочка. Ее родители собрались уезжать жить в США и ей необходимо было до отъезда получить аттестат зрелости. А один мальчик специально приезжал сюда из Израиля, где постоянно живут его родители, чтобы закончить русскую школу. Актриса театра «Глобус» Юлия Сорокина заканчивала нашу школу экстерном. Учиться в обычном образовательном учреждении у нее не было времени из-за выступлений и гастролей. Сейчас, насколько я знаю, Юля учится в одном из театральных вузов Москвы».
Еще одна причина, особенно актуальная для мальчиков: возможность закончить школу на год раньше, чтобы иметь не одну, а хотя бы две попытки поступить в институт до того, как парня заберут в армию. Нередко приходят так называемые «трудные подростки», которые покинули обычную школу из-за сложившихся конфликтных отношений с учителями. Случается, конечно, что они и здесь конфликтуют. Но многим из них у нас психологически комфортнее — они чувствуют себя увереннее и взрослее. Приходит такой подросток с рекомендациями самого отъявленного двоечника и хулигана. Глядишь, а он, оказывается, способный парень, только школьная дисциплина и учительский диктат были ему не по вкусу. Главное преимущество экстерната — возможность окончить школу в два раза быстрее. Программу 10–11 класса в школе N 27 проходят за год. Интенсивный режим обучения — шестичасовые занятия четыре дня в неделю — длится порядка трех месяцев. Затем идет самостоятельная подготовка, консультации и сдача экзаменов.
По словам Натальи Щиновой, из 100 процентов поступивших в их школу аттестат зрелости получают только 60. Остальные отсеиваются: все-таки получать знания самостоятельно очень сложно. Зато ученики-экстерны получают прекрасную тренировку перед университетской жизнью: за год они сдают порядка 16 экзаменов, а главное, учатся самостоятельно добывать знания (что непременно требуется от студентов), а не получать их в «разжеванном» виде. Беда школьных медалистов, не выдерживающих вступительных испытаний, именно в том, что они, привыкнув к «тепличным условиям» школы, теряются перед лицом критически настроенных экзаменаторов и оказываются не в состоянии решить задачу, если ее условие не совпадает с вызубренным материалом. Золотых и серебряных медалей экстернам не дают. Тем не менее 20–25 процентов выпускников 27-й поступают в вузы.
«Можно два года просидеть за партой и выйти с троечным аттестатом, который выдадут либо просто из жалости, либо по причине нежелания портить общешкольные показатели, — Наталья Щинова в корне не согласна с теми, кто считает экстернат не очень качественной формой обучения. — Знания, добытые самостоятельно, тяжелым трудом, все-таки ценятся выше их обладателями и приносят больше практической пользы».
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с последующей промежуточной и государственной аттестацией в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную итоговую аттестацию по отдельным предметам общеобразовательных программ.
Экстерн имеет право: получать необходимые консультации; пользоваться школьной библиотекой, посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании. Обучающемуся в конкретном общеобразовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения общего образования, если даже экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. (Из «Положения о получении общего образования в форме экстерната», утвержденного приказом Минобразования России от 23.06.2000).
Директор института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких объясняет резко возросшую популярность экстерната тем, что в настоящее время образовательные стандарты средней школы сильно расходятся с вступительными требованиями вузов. Тем, кто хочет поступить в престижный университет или академию, приходится готовиться по особым программам, нередко имеющим мало общего со школьными: «Исследования показывают, что рабочий день обычного школьника, который не сбегает с уроков и добросовестно выполняет все домашние задания, длится более 16 часов. Это не укладывается ни в какие рамки».
Таким образом, для многих экстернат — спасение. Занятия в экстернате отличаются от обычных — это лекции, консультации. Изучение какого-то предмета, как правило, идет большими блоками (закончили химию, начали географию). Ученики считают, что изучать предметы блоками гораздо легче и удобнее, чем распыляться сразу на десять с лишним дисциплин, как диктует программа обычной средней школы. «Экстернат помогает снять перегрузки и сохранить здоровье — как физическое, так и психическое», — резюмирует Марьяна Безруких. 10 июн 2008
|