В профессию - с детстваВсе больше школьников и их родителей идут к психологам, чтобы выбрать будущую профессию. Лучше заранее определиться, в какой сфере добиваться успеха, чтобы в 30 лет не начинать все с нуля. Психологи советуют пройти первый тест на профориентацию уже в 8-м классе. Школьный психолог, должно быть, уже показывал вам результаты теста вашего ребенка с подробными рекомендациями: попробовать себя в творчестве, не идти в пожарные, присмотреться к профессии финансового аналитика. Если в школе подобной практики нет (или школьный психолог не внушает доверия), имеет смысл пройти тест самостоятельно или обратиться к другим психологам. «Если бы я была старшеклассницей, то основательно задумалась бы над результатами онлайн-анкетирования, которое прошла на сайте Центра тестирования при МГУ и РГПУ "Гуманитарные технологии". По итогам теста мне было предложено 12 профессий, ни одной из которых я сейчас не занимаюсь» - о своём опыте профориентации рассказывает корреспондент газеты «Труд», в номере от 19 февраля в статье «В профессию - с детства». «Это только один из трех тестов, которые мы предлагаем пройти. А во-вторых, все рекомендованные профессии в обязательном порядке обсуждаются с психологом", - прокомментировала тест психолог центра Ольга Иванова.
В перечне профессий у психологов-профориентаторов свыше 90 наименований. И это только профессии, требующие высшего образования. Год от года список дополняется: в последнее время к списку прибавились регионоведы, логистики, аналитики. Тесты на профориентацию проводят уже в 8-9-м классах, когда в школе появляются профильные классы или факультативы после шестого урока. В 10-м классе тесты уже точно укажут на профессию. Проходить тест на профориентацию в 11-м классе поздновато, но все равно полезно. Тесты состоят из трех частей: оценка профессиональных интересов (в таких сферах, как техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа и риск), уровня развития способностей (абстрактной логики, лексики, эрудиции, внимания и других) и личных качеств подростка (например, самоконтроль и эмоциональная стабильность). После того как тесты пройдены, из перечня выбираются 10-12 наиболее подходящих профессий. С результатами тестов старшеклассник с родителями идет к психологу-профориентатору, который уточняет: по каким предметам в школе стабильная тройка, а где ставят только пятерки, есть ли какие-то ограничения, что из списка больше нравится подростку.
"В тестах, которые нам раздали в школе, было больше 100 вопросов. От простых вроде "что вы предпочтете - гулять в одиночестве или провести время в шумной компании?" до вопросов типа "нравится ли вам достигать нового или вы довольствуетесь тем, что есть?" - рассказывает 14-летний Ярослав. Также в тесте оценивались лидерские качества; в соотношении "руководитель - исполнитель" Ярослав набрал соответственно 9 и 11 баллов. "То есть могу работать и тем и другим", - разумно делает вывод он. По итогам теста Ярослав решил идти в гуманитарный класс, хотя ему хорошо дается и математика. Часто становится понятно, что старшеклассник имеет весьма приблизительное понятие о профессии. Тогда ему рассказывают, какой образ жизни его ждет, и советуют не только смотреть кино, но и почитать книги о профессиях. "Пример: родители - юристы, ребенок давно решил, что тоже будет юристом, у него даже сомнений нет. А по результатам тестирования видно, что ему нужно прямо противоположное! У него диагностика выявляет самостоятельность, желание свободной творческой работы, неприязнь к работе с документацией и общению с людьми. Я начинаю беседовать с ребенком, и постепенно он задумывается о том, о чем никогда не думал", - вспоминает Ольга Иванова.
Иногда тинейджеры проходят тесты на профориентацию, чтобы подтвердить свой выбор. "Я помню, как к нам пришла 13-летняя девочка и четко сказала, что хочет быть юристом-следователем. Разумеется, мы думали, что это может быть навеяно фильмом или книгой о героическом следователе. Но нет: все тесты подтвердили, что у нее действительно очень высокие способности в этой области, есть четкое представление об этой профессии и все шансы поступить на бесплатное отделение вуза", - говорит директор Центра тестирования и развития при МГУ и РГПУ "Гуманитарные технологии" Виктория Кононова. Сложнее всего сделать выбор в двух случаях: когда ребенок даже не задумывался, чего он хочет, и когда он очень разносторонне талантлив. В первом случае подросток во время теста впервые задумывается о том, чем хочет заниматься. Во втором случае по результатам теста оказывается, что ребенок может стать и прекрасным музыкантом, и отличным финансистом. Таким детям трудно остановиться на какой-то одной профессии, потому что у них все получается. В этом случае решает сам маленький гений: к примеру, музыку он любит, но не настолько, чтобы поступать в консерваторию. "Люди самых разных типов личности могут быть успешными в одной и той же профессии, они по-разному строят карьеру. Но главное - мотивация. Если нет мотивации, способности затухают", - пояснила Виктория Кононова.
"Дедушка российского рекрутмента" Валерий Поляков, создавший первую в СССР фирму по подбору персонала - Московский кадровый центр, для определения склонностей и способностей использовал тест, разработанный академиком Евгением Климовым. В 1989 году этот тест прошли 30 тысяч старшеклассников. Он очень прост в самостоятельном использовании: есть инструкция и рекомендации по интерпретации результатов. Но тест не дает точного ответа на вопрос "кем быть?". "Из любопытства я протестировался сам. Получилось, что у меня явные склонности к профессиям типа "человек - человек" (+8) и "человек - знаковая система" (+7). По другим типам - 0, 0 и +1. Именно такой деятельностью я и занимаюсь: сейчас я предприниматель и руководитель в кадровом бизнесе", - говорит Валерий Поляков. Профориентация хороша уже тем, что многие подростки впервые всерьез задумываются о том, кем быть. "У детей вообще идеализированное представление о профессии. Они думают: "У меня будет хорошая профессия, я буду получать много денег, работа будет только интересная". То есть у детей нет приоритетов, они думают, что будет все и сразу. Мы возвращаем их к реальности, объясняем, что все будет, но поэтапно", - резюмирует психолог Ольга Иванова. 01 мар 2011
|