ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Ректоры и кризис

                    Вузам придется отказаться от оборонительной тактики и побороться за место под солнцем, считает «Независимая газета» от 14 января в статье «Ректоры и кризис». Создать на базе Российского союза ректоров группу мониторинга, которая отслеживала бы ситуацию по взаимодействию бизнеса и вузов, призвал коллег президент РСР, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. До последнего времени большинство руководителей отечественных высших школ не слишком реагировали на происходящие в стране и мире кризисные события. Между тем, как считает ректор МГУ, нужно уже сегодня постараться предугадать возможные последствия кризиса, и это поможет вузам в ближайшие годы использовать «не оборонительную, а в определенной степени наступательную тактику».

                    На днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал председателю правительства Владимиру Путину об основных направлениях деятельности министерства в этом году. Первое направление – переподготовка кадров. Около 250 учреждений уже стали теми ресурсными центрами, на базе которых проводят переподготовку или опережающую подготовку людей, оказавшихся временно безработными. И второе направление – упрочение позиций исследовательских вузов. Создание их означает прямой сигнал обществу – не платите за псевдообразование. Прочие (не исследовательские вузы), конечно, от отсутствия статусности не умрут. Просто они должны понимать ситуацию и острее реагировать на спрос населения. Например, как уверены маркетологи МЭСИ, наибольшим успехом в обучении взрослых будут пользоваться в ближайшее время краткосрочные курсы для взрослых. Временно неработающий человек почти всегда тратит это свое «свободное время» на учебу.

                    Кстати, и министр Андрей Фурсенко недавно дал «антикризисный» совет выпускникам вузов. Совет таков – учиться, если нет возможности устроиться на работу. Магистратуры ждут. Впрочем, за обучение в магистратуре нужно платить. По закону, она считается вторым высшим образованием. А платить нечем? Сегодня даже тем, кто на бакалавриате, приходится нелегко. Вот студенты – платники МГУ обратились к ректору с просьбой не выгонять их, если они не смогут из-за кризиса заплатить вовремя за учебу. Пойдет ли ректорат навстречу? Ректор Садовничий говорит, что будет искать пути выхода из создавшейся ситуации. Отчислять не будут... Еще один совет (или сигнал) власти абитуриентам во время кризиса – не выбирать гуманитарные профессии, кризис коснется в первую очередь их.

                    Однако есть иное мнение. На конференции в Российском новом университете говорили о роли образования и науки в период кризиса. И замдиректора Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН Георгий Малинецкий, рассуждая о нашем с вами будущем, заметил, что выйти из кризиса на этот раз будет сложнее. Ведь главным тормозом развития науки и экономики в современной России стало отсутствие Большой мечты, ясного видения будущего, которое имеет шанс реализоваться, только если у него есть конкретные очертания. У финнов была мечта, привел пример ученый, сделать так, чтобы все финны смогли общаться между собой. Из этой мечты вырос лидер финской индустрии – компания Nokia. А что может вырасти из абстрактного лозунга «стать конкурентоспособным»? Так что… роль гуманитарной науки в период кризиса становится более важной, чем представлялось ранее.

                    15 апр 2011

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |