ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Учебная нагрузка
    Массовая культура
      Чтение книг
      Патриотизм
      Финансы
      Абитуриенты
      Кино в школе
        Этический кодекс
        Выбор профессии
        День учителя
          До школы
          Британские вузы
            Гуманитарное образование
            Одаренные дети
            Вопрос-ответ
              Новости
                Анонсы
                  Школьные сайты
                  Дискуссии
                    Фото информация
                      Новосибирский дендропарк


                      Архив документов

                      Распределение из вузов

                      Сразу несколько федеральных чиновников заговорили о том, как хорошо было раньше, когда выпускники педагогических и медицинских вузов шли трудиться в конкретные школы и медучреждения, сообщает газета «Новые Известия» от 17 мая. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно заявил, что больше половины молодых врачей и учителей после окончания институтов не работают по специальности, в результате чего в этих сферах ощущается явный дефицит кадров.

                      Решить эту проблему г-н Онищенко предложил радикально: ввести в педагогических и медицинских вузах страны советскую систему распределения. Похожую идею высказал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. А вице-премьер московского правительства Людмила Швецова пошла дальше всех – она сообщила, что столичные выпускники вузов будут заключать контракты и отрабатывать 3 года по специальности. На недавнем совещании ректоров медицинских образовательных учреждений Геннадий Онищенко предложил ввести государственное распределение выпускников бюджетных факультетов медицинских и педагогических вузов. Идея такова – государство платит за обучение студентов, а потом они несколько лет должны отработать по специальности, возмещая тем самым нехватку рабочих рук.

                      Инициативу санитарного врача поддержал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. В специальном докладе «Права человека и модернизация российского образования», представленном в начале этой недели, омбудсмен предлагает определить перечень вузов, которые будут получать государственный заказ. В них будет введена система льгот и кредитов и спонсорских средств для получения студентом образования. В остальных высших учебных заведениях обучение, по мысли Лукина, должно быть платным.

                      Насколько идея возвращения тотального распределения реальна, сказать пока трудно, но своеобразный плацдарм для ее реализации уже есть. В Москве уже полтора года идет эксперимент по распределению выпускников Московского городского педагогического университета. И на днях заместитель мэра московского правительства и глава комплекса социальной сферы Москвы Людмила Швецова заявила о продолжении этой практики. Она заявила, что столичные власти будут заключать со студентами, получающими профессии учителей и врачей, контракты, которые обязывают их отработать 3 года по специальности.

                      Подобный эксперимент проводит и департамент здравоохранения Москвы. В Российском государственном медицинском университете с 1998 года создан специальный, московский факультет, выпускающий врачей-педиатров и терапевтов. Со всеми поступившими на этот факультет заключается контракт, подразумевающий трехлетнюю отработку в поликлиниках Москвы. «Когда молодые люди поступают, мы заключаем трехсторонний контракт – между университетом, департаментом здравоохранения Москвы и учащимися, – рассказала заместитель декана московского факультета Марина Блохина. – Студенты обязуются учиться, а после окончания учебы – отработать 3 года в поликлиниках. За их обучение платит департамент здравоохранения, он же предоставляет справки о вакантных местах в поликлиниках на должности участковых врачей, педиатров и терапевтов, а также вакансии в «скорую помощь». Студенты могут сами выбрать себе место для работы, могут даже договориться с поликлиникой около дома, главное, чтобы это было государственное заведение. Затем заключается еще один контракт – между выпускником, главным врачом поликлиники и департаментом здравоохранения. Если студент не захочет идти работать, то ему придется заплатить за свое обучение».

                      Грозный призрак вероятного внедрения распределения уже вызвал беспокойство среди учащихся российских вузов. Перед ними тут же замаячили виды сельских школ и медпунктов. «Очень не хочется, чтобы нас после окончания вузов направляли куда подальше на маленькие зарплаты, – сообщил «Новым Известиям» студент одного из столичных педагогических вузов Илья Носов. – Я, например, учусь на историка, с этим образованием можно не только преподавать в школе. И я уже на старших курсах понял, что учить детей – не мое призвание. Если меня заставят преподавать, то не думаю, что из этого выйдет что-то хорошее». Студенты Российского медицинского университета также с настороженностью встретили известие о возможном тотальном распределении. «У нас в группе все к этому отрицательно отнеслись, – сообщила «НИ» студентка РГМУ Елена Макурина. – Вдруг пошлют куда-нибудь в область на низкую зарплату фельдшером или медсестрой. Но, с другой стороны, нам сейчас очень трудно самостоятельно найти работу по специальности. И если у нас будет гарантированная нормальная должность в больнице, то, может быть, мы и согласились бы на это».

                      Директора школ также не считают вероятным возврат в прошлое. «Не верится, что введут всеобщее распределение студентов, – считает директор гимназии № 45 Михаил Шнейдер. – Если выпускник не хочет работать в школе, то он этого делать не будет. Педагогика – это такая сфера деятельности, где против своего желания ничего не сделаешь. Дети ведь – не столярные станки. А с кадрами у нас и сейчас сильных проблем нет. У нас сейчас работают молодые педагоги, среди которых есть и выпускники нашей гимназии».

                      Желание возродить старую систему пугает не только студентов. «На мой взгляд, чиновники в очередной раз пошли не той дорогой, – убежден проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Сергей Атанасян. – Нужно не принудительно заполнять места в школах и больницах абы какими специалистами, а создавать такие условия, чтобы молодежь сама с радостью шла туда. Проблему нужно решать не силовыми методами, а экономическими. Увеличьте зарплату учителям и врачам, предоставьте им бесплатное жилье, и в поликлиниках, школах и детских садах будут выстраиваться очереди кандидатов, а работать там будут только высококвалифицированные специалисты».

                      Не рады новой-старой затее чиновников и в регионах. «Ни к чему хорошему эта инициатива не приведет, – уверила корреспондента «НИ» учитель истории одной из школ Волгограда Алина К. – Учителя и выживают как раз из-за того, что работают не на одну ставку. Если в школу придет молодой специалист и ему дадут отобранные у какого-нибудь учителя часы, то в скором времени школу покинут оба специалиста. Прожить самой и прокормить семью на одну ставку у нас просто нереально. Я считаю, надо не заставлять людей идти в школы, а ставки повышать. Тогда и сами специалисты туда ринутся».

                      31 мар 2011

                      ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |