ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Образовательные стандарты

                    Читаем книги

                    В центральной библиотеке Калининского района им. Лихачева разработали проект по привлечению молодежи к чтению, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 26 апреля. Директор библиотеки Ирина Зырянова, по первому образованию — педагог, говорит, что подобные проекты в настоящее время необходимы. Этому есть ряд весьма серьезных причин.

                    «У психологов существует такое понятие, как «окна развития». Так вот, «окно развития», которое отвечает за способность к развитию речи, выработку навыков общения, способность к ассоциативному мышлению и, следовательно, за развитие воображения, креативных способностей, закрывается в 10 лет. Таким образом, если до 10 лет ребенок не научился ассоциативно мыслить, он никогда не будет творческим человеком. Другое «окно развития», отвечающее за аналитические мыслительные способности — умение обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию, — закрывается к 13–15 годам. Развить все вышеперечисленные навыки, необходимые для полноценной жизни, можно только с помощью чтения. Между тем сейчас многие родители сами не читают и не понимают значения чтения для ребенка, стараясь заменить живое общение и интеллектуальную деятельность компьютерными играми и телевизором».

                    У детских психиатров недавно даже появился новый диагноз — «клиповое мышление». Говоря иначе, отсутствие воображения, неспособность воспринимать информацию, не подкрепленную видеорядом, невозможность усваивать большие объемы информации, склонность мыслить отрывками, будучи не в состоянии сосредоточить внимание, соединить отрывочные мысли в единое целое, ведь «клип» в переводе значит «нарезка». Наиболее пессимистично настроенные аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем, если ничего не изменится, мы получим «эпидемию» дебилизма национального масштаба. Противники ЕГЭ утверждают, что эта форма проверки школьных знаний основана как раз на особенностях клипового мышления и, таким образом, способствует дебилизации молодежи.

                    «Гарри Поттер», «Властелин колец», детские детективы, фэнтези и ужастики, — Ирина Зырянова, исходя из собственных профессиональных наблюдений, обозначает круг литературных интересов современных подростков. — Отечественных авторов, пишущих для юношества, нет вообще. А те жизненные ценности, которые пропагандирует зарубежная развлекательная литература, — личный успех любой ценой, культивирование индивидуализма вплоть до эгоизма, стремление ко всему «супер»: быть суперменом или супергерл, иметь супермашину, суперкомпьютер и прочее, уклон в мистику и фантастику, — по-моему, это все-таки не то, что нужно читать в 12–14 лет».

                    Молодежь старше четырнадцати предпочитает литературе глянцевые журналы. Хотя, отмечает Ирина Зырянова, наиболее продвинутые читательницы «Космо» иногда спрашивают в библиотеке Мураками, Коэльо, Устинову и Щербакову, потому что в их любимом журнале эти авторы позиционируются как «модные». Свой вклад в литературную моду вносит кинематограф. Раньше никто не интересовался «Собором Парижской Богоматери» или «Мастером и Маргаритой». Теперь эти книги весьма популярны. Есть очень небольшой процент молодых читателей, спрашивающих Булгакова, Толстого, Достоевского. По мнению Ирины Зыряновой, эти молодые люди — последние из могикан, принадлежащие к интеллектуальной среде, где не знать классику и не читать считается неприличным.

                    Самые активные и благодарные читатели, как и следовало ожидать, — пенсионеры. Они составляют 20 процентов от всего читательского контингента библиотеки им. Лихачева (70% — дети и молодежь, пользующиеся библиотекой для выполнения домашних заданий, 10% — работающее население, а всего в центральной библиотеке Калининского района 21 тысяча читателей). Среди читателей среднего возраста преобладают учителя и представители технической интеллигенции. На пике популярности у обывателя Маринина, Дашкова, Донцова, Бушков, Незнанский.

                    Заводчане и учащиеся ПТУ, по словам Ирины Зыряновой, тоже ходят в библиотеку. Художественных книг, правда, не берут. Спрашивают журналы «Моделист-конструктор», «Техника молодежи», «Наука и жизнь». Но даже этот факт сам по себе отраден: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы водку не пьянствовало». «Мы пытаемся сейчас объяснить детям, что книжка — это не только прикладной материал, с помощью которого можно выполнить домашнее задание, но и способ проведения досуга, источник интеллектуального и эстетического наслаждения, — раскрывает Ирина Зырянова суть проекта по привлечению молодежи к чтению. — К сожалению, объяснить это 15-летнему «недорослю» со сформировавшимся «клиповым сознанием« уже практически невозможно. Начинать надо с раннего детства. Со сказки на ночь, с обсуждения первой прочитанной самостоятельно «книжки-малышки». Многие родители, я говорила об этом вначале, не понимают значение чтения, поскольку сами не слишком интересуются литературой. Это очень опасное заблуждение. В последнее время власть наконец-то уделила внимание данной проблеме, начав выделять деньги на развитие библиотек и популяризировать книги. Надеюсь, мы не опоздаем».

                    09 мар 2011

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |