ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    ЕГЭ на одной ноге

                    Чиновники де-факто признали ошибочность затеи с Единым госэкзаменом, считает доктор технических наук Владимир Хлебников. Размышления Хлебникова опубликованы в «Новой газете» от 11 февраля под заголовком «ЕГЭ на одной ноге».

                    ЕГЭ ураганом смел привычные школьные выпускные экзамены. Это выдавалось за большое достижение: вместо выпускных и вступительных — только ЕГЭ. Проделав эту разрушительную работу, Единый ушел из школы: оценки в аттестат будут выставляться без учета результатов ЕГЭ, а по итогам текущей успеваемости в 10—11-х классах. Теперь у него осталась одна цель, она же опора — вступительные испытания в вузы. А на одной ноге далеко не уйдешь. С этого года меняется не концепция ЕГЭ — ее никогда не было. Существенно и без объяснения причин меняются смысл и содержание. О том, чем руководствовались чиновники, можно только догадываться. Видимо, после восьми лет эксперимента до них дошло то, о чем все эти годы твердили скептики: итоговая аттестация в школах и вступительные испытания в вузы несовместимы.

                    Наши коллеги из стран СНГ, в которых были введены Единые государственные вступительные испытания в вузы, удовлетворенно улыбаются: то, что было с самого начала ясно и понятно в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане, де-факто признали и российские чиновники. Прозрение пришло после того, как был принят закон о ЕГЭ, после того, как на эксперимент по совмещению выпускных и вступительных экзаменов было потрачено более восьми миллиардов бюджетных рублей, после того, как перевернули мозги сотне миллионов школьников, родителей, учителей! После того, как все управления образования и ректоры вузов заявили о своей лояльности, смысл, содержание и статус результатов ЕГЭ без объяснения причин наполовину урезаются.

                    Произведен демонтаж системы итоговой аттестации в российском образовании. Отменены итоговые устные и письменные экзамены. Неожиданно, без объяснения причин и без просчета последствий. Это событие громадной важности российская общественность на фоне еще большего зла — ЕГЭ — приняла без возражений. А для того чтобы не пришлось оправдываться, чиновники так усложнили процедуры выставления итоговых оценок и поступления в вузы, что разобраться трудно. Они беспрецедентно сложны, запутанны, бессмысленны и нежизнеспособны. Тут и полное изменение порядка выставления итоговых оценок, и сильно заорганизованные процедуры регистрации и проведения ЕГЭ, правила и сроки проведения основного потока ЕГЭ, досрочные ЕГЭ, повторные ЕГЭ, масса льгот и исключений, права избранных вузов на проведение собственных вступительных испытаний, дополнительные экзамены для творческих вузов, ЕГЭ, обязательные для всех выпускников, обязательные для всех поступающих, профильные ЕГЭ, олимпиады и множество других новаций.

                    Физические и умственные силы выпускников, родителей, учителей, преподавателей вузов уходят на то, чтобы во всей этой мешанине разобраться и к ней приспособиться. А если кто-то где-то во что-то не вписался, то поправить можно будет только через год. Таких случаев будет немало. Для средней школы ЕГЭ превратился в некий надуманный инструмент отсева выпускников со слишком слабыми знаниями — чтобы не засоряли своими документами приемные комиссии вузов. Для высшей школы Единый — все еще большая проблема, усугубляющая и без того непростую ситуацию с набором. Всем известно, что в 2009—2011 годах мы будем находиться на самом дне демографической «ямы». Выпускников станет меньше, чем мест в вузах. Конкурс останется только на особо престижные специальности. А опубликованный перечень ЕГЭ по специальностям — по четыре на каждую, из которых в этом году вуз может выбрать три, — пугает. Например, для поступления на специальность «Учитель физкультуры» надо будет в этом году обязательно сдать физику…

                    Ранее еще была надежда на то, что с помощью ЕГЭ будет возможно проанализировать ситуацию со средним образованием в стране. Теперь, после того как ЕГЭ отделили от итоговых оценок, получить необходимую для анализа информацию станет невозможно. О том, что текущие оценки выпускников не дают реальной картины учебных достижений, было много сказано, пока пиарили ЕГЭ. Никакой учитель не поставит сам себе плохую отметку. Единственным внешним контролем за качеством среднего образования были и могли бы остаться вступительные испытания в вузы и мнения предметных комиссий. Они давно просто-таки вопят о резком снижении уровня подготовленности выпускников школ. Но Министерство образования и науки этого не замечает. Более того, делает все возможное для того, чтобы ни у кого в принципе не было информации о том, что происходит с нашим образованием. Статистика не закрыта. Ее просто нет. С помощью ЕГЭ российское образование наклонили в одну сторону для того, чтобы вскоре качнуть в противоположную. И настанут времена, когда в вузы будут принимать всех желающих без экзаменов и отсеивать после первых двух сессий тех, кто не способен осваивать программу вуза. И это было бы правильно. Это была бы реформа! Никакого навязывания новых правил, никаких расходов, взяток, суеты и мороки. Все довольны. Слегка перефразируя историка В. Ключевского, можно сказать о ЕГЭ: «Случайный гость российского образования, он мелькнул падучей звездой на российском образовательном небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появился».

                    28 фев 2011

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |