Выпускники улетают на ЗападВыпускники ведущих российских университетов стройными косяками улетают на Запад. Казалось бы, это ли не признание уровня отечественной высшей школы? С другой стороны, на родине молодых специалистов редко приглашают на престижную работу, бизнес неохотно поддерживает учебные заведения, а система кредитования развивается со скрипом. Обо всем этом спорили и рассуждали участники «Круглого стола» «Негосударственное образование: проблемы, достижения и перспективы высшей школы». Рассказывает газета «Комсомольская Правда» от 24 апреля.
Образование, как твердят нам изо дня в день, должно быть доступным, всеобщим и демократичным. Но почему-то к студентам частных вузов все еще относятся предвзято. Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООРР), доктор педагогических наук, профессор Александр Вильсон: «Сегодня образование стремится к унификации. И не найдется, наверное, ни одного эксперта, который мог бы четко сказать, хорошо это или плохо. В 1999 году министры образования европейских стран подписали хартию об общих стандартах, то есть Болонскую декларацию. К ней присоединилась и наша страна. Каковы же перспективы интеграции российского и европейского образования? И нужна ли нам образовательная реформа»?
В чем же Россия проигрывает на мировом рынке? Во-первых, в соответствии с данными Всемирного банка, наиболее развитые страны финансово поддерживают государственное и негосударственное образование. Россия инвестирует в негоссектор всего лишь 5 процентов от всех образовательных средств. Поэтому на Госсовете четко прозвучала мысль об установлении принципа равнодоступности вузов различных форм собственности к государственным ресурсам. Во-вторых, в передовых государствах в негосударственных вузах учатся около 80 процентов студентов, а в России - всего лишь одна шестая часть. В Республике Тайвань почти все технические вузы являются частными, что говорит о вкладе бизнеса и корпораций в развитие качественного образования. В-третьих, в СМИ мало озвучивается очевидный факт о том, что сегодня почти 60 процентов студентов получают образование за плату. Причем на госсектор приходится почти втрое больше «платных» студентов (хотя значительная часть населения России все еще полагает, что обучение в госвузе бесплатно!). Но немаловажно то, что сами студенты давно уже не делят вузы на государственные и негосударственные, а выбирают качественные.
Александр Вильсон: «Недавно я вместе с коллегами из Российской академии образования вернулся из Китая, с международной конференции. Не зря наш президент Путин говорил, что нам есть чему у них поучиться. В Китае приняли закон «О стимулировании негосударственного образования»: он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. На участие в государственных научных проектах могут претендовать абсолютно все студенты и преподаватели. А не только те, кто учится и работает в госвузах. Также всем учащимся гарантируются трудоустройство, медицинское обслуживание, учебники». Зам. председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова: «Уклад жизни в стране изменился, а система образования по-прежнему штампует специалистов, не учитывая требований рынка труда, занятости выпускников, уровня оплаты. А ведь заказ и ориентиры на реформу должен давать бизнес».
Многие крупные компании готовы участвовать в рейтинговании вузов. Но, к сожалению, высокое место в рейтинге еще не гарантирует, что государство озолотит частный институт. Преимущества все равно у государственного, даже более слабого. Бизнес-структурам, работая с учебными заведениями, приходится тратить деньги из своей прибыли. Если бы для компаний, участвующих в обучении студентов, были сделаны хотя бы минимальные льготы, процесс пошел бы быстрее. И не важно, в частный или государственный вуз вкладывается инвестор. Это же российское образование!
Ректор Московского института бухгалтерского учета и аудита, кандидат технических наук, доцент Игорь Констаниди: «Мы много говорили об организационной стороне реформы. Но ведь важно и содержание образования. Оно должно быть консервативным. Как в медицине: главный принцип - не навреди. Нельзя полностью идти на поводу у бизнеса. Ему ведь нужен не высокообразованный специалист, а... ремесленник! А государству - не только человек с узкими прикладными знаниями, но и нормальный, грамотный гражданин с хорошим уровнем культуры, знанием истории своей страны, законов и т. д.»
Одно из требований болонского процесса - введение двухступенчатой системы образования: бакалавриата и аспирантуры. Но пока это приживается у нас не очень активно. Почему? Ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор Павел Пилипенко: «Дело в том, что в России пока не сложился спрос на бакалавров и магистров. Например, в нашем вузе мы развивали два этих направления еще в начале 90-х годов. Но бакалавриат вскоре перестал быть востребованным. Если мы увидим, что абитуриенты на него пойдут, откроем снова. Мы - частные институты - реагируем на веяния времени очень мобильно. И больше болеем за судьбу выпускника: куда он устроится, какую зарплату будет получать. В престижные государственные институты на платное отделение могут поступить далеко не все выпускники. Дорого! Частным институтам приходится экономить на всем, включая даже штат сотрудников. Часто один человек работает буквально за троих. А госвузам по большому счету все равно: сколько бы цены ни взвинчивали, к ним все равно пойдут»!
Проректор ИМПЭ им. А. С. Грибоедова Георгий Тимошенко: «ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, наверное, один из первых вузов, который в договор на обучение записывает гарантию трудоустройства выпускника. Ведь мы понимаем, что конкурировать с другими вузами и привлекать студентов все сложнее. Мы не просто готовим специалиста, сейчас мало быть просто юристом или экономистом. Нужно знать иностранные языки, серьезно владеть информационными технологиями. И особенно важны практические навыки и умения. Наши студенты уже с первых курсов проходят практику в организациях-партнерах, а впоследствии устраиваются туда работать».
Количество бюджетных мест сокращается. И поступить на бесплатное отделение удается не всем. Остается один выход - учиться в кредит. Но, видимо, студенты негосударственных вузов останутся в стороне от этой заманчивой системы. Система образовательного кредита требует серьезных бюджетных денег. А именно, на компенсацию процентной ставки, на покрытие рисков и невозвратов, если молодой человек не вернет деньги или вернет банку не вовремя. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом на все это могут рассчитывать только госвузы. Пока остается надеяться только на программу «Кредо» компании «Крэйн». Может быть, в ближайшее время она решится на сотрудничество с каким-нибудь из негосударственных вузов. Пока же в ее программах - восемь ведущих госвузов!
Образование принято делить на государственное и негосударственное только у нас в России. Во всем остальном мире вузы встречают и провожают не по одежке, а по уму. Прежде всего смотрят на качество знаний студентов, состав преподавателей, на то, высоким ли спросом пользуются выпускники и довольны ли ими работодатели. Ни одному вдумчивому американцу до сих пор не пришло в голову усомниться, отдавать ли ребенка в Гарвард. Ведь этот в общем-то не самый слабый в мире вуз - частный!
Не меньше 800 долларов в месяц зарабатывают на старте карьеры выпускники ведущих негосударственных вузов столицы. Ректор Московской финансово-юридической академии, профессор Алексей Забелин: «Негосударственные вузы более гибко по сравнению с некоторыми государственными реагируют на потребности рынка труда, вводят в образовательный процесс новые востребованные специальности. При этом мы опираемся не только на научные прогнозы наших ученых, но и учитываем тенденции переходной экономики стран Восточной Европы и западный опыт. В МФЮА несколько лет работает кадровое агентство PRS, которое занимается трудоустройством как выпускников, так и студентов вуза. Во всех своих филиалах и представительствах академия развивает бесплатную для студентов форму обучения - целевое контрактное финансирование. Компании, заинтересованные в повышении квалификации сотрудников, заключают тройственный контракт (компания - Московская финансово-юридическая академия - сотрудник). По этому договору компания оплачивает обучение, МФЮА обучает сотрудника с учетом специфики производства, а сотрудник после обучения должен отработать в компании несколько лет». 14 фев 2011
|