ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Выпускники улетают на Запад

                    Выпускники ведущих российских университетов стройными косяками улетают на Запад. Казалось бы, это ли не признание уровня отечественной высшей школы? С другой стороны, на родине молодых специалистов редко приглашают на престижную работу, бизнес неохотно поддерживает учебные заведения, а система кредитования развивается со скрипом. Обо всем этом спорили и рассуждали участники «Круглого стола» «Негосударственное образование: проблемы, достижения и перспективы высшей школы». Рассказывает газета «Комсомольская Правда» от 24 апреля.

                    Образование, как твердят нам изо дня в день, должно быть доступным, всеобщим и демократичным. Но почему-то к студентам частных вузов все еще относятся предвзято. Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООРР), доктор педагогических наук, профессор Александр Вильсон: «Сегодня образование стремится к унификации. И не найдется, наверное, ни одного эксперта, который мог бы четко сказать, хорошо это или плохо. В 1999 году министры образования европейских стран подписали хартию об общих стандартах, то есть Болонскую декларацию. К ней присоединилась и наша страна. Каковы же перспективы интеграции российского и европейского образования? И нужна ли нам образовательная реформа»?

                    В чем же Россия проигрывает на мировом рынке? Во-первых, в соответствии с данными Всемирного банка, наиболее развитые страны финансово поддерживают государственное и негосударственное образование. Россия инвестирует в негоссектор всего лишь 5 процентов от всех образовательных средств. Поэтому на Госсовете четко прозвучала мысль об установлении принципа равнодоступности вузов различных форм собственности к государственным ресурсам. Во-вторых, в передовых государствах в негосударственных вузах учатся около 80 процентов студентов, а в России - всего лишь одна шестая часть. В Республике Тайвань почти все технические вузы являются частными, что говорит о вкладе бизнеса и корпораций в развитие качественного образования. В-третьих, в СМИ мало озвучивается очевидный факт о том, что сегодня почти 60 процентов студентов получают образование за плату. Причем на госсектор приходится почти втрое больше «платных» студентов (хотя значительная часть населения России все еще полагает, что обучение в госвузе бесплатно!). Но немаловажно то, что сами студенты давно уже не делят вузы на государственные и негосударственные, а выбирают качественные.

                    Александр Вильсон: «Недавно я вместе с коллегами из Российской академии образования вернулся из Китая, с международной конференции. Не зря наш президент Путин говорил, что нам есть чему у них поучиться. В Китае приняли закон «О стимулировании негосударственного образования»: он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. На участие в государственных научных проектах могут претендовать абсолютно все студенты и преподаватели. А не только те, кто учится и работает в госвузах. Также всем учащимся гарантируются трудоустройство, медицинское обслуживание, учебники». Зам. председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова: «Уклад жизни в стране изменился, а система образования по-прежнему штампует специалистов, не учитывая требований рынка труда, занятости выпускников, уровня оплаты. А ведь заказ и ориентиры на реформу должен давать бизнес».

                    Многие крупные компании готовы участвовать в рейтинговании вузов. Но, к сожалению, высокое место в рейтинге еще не гарантирует, что государство озолотит частный институт. Преимущества все равно у государственного, даже более слабого. Бизнес-структурам, работая с учебными заведениями, приходится тратить деньги из своей прибыли. Если бы для компаний, участвующих в обучении студентов, были сделаны хотя бы минимальные льготы, процесс пошел бы быстрее. И не важно, в частный или государственный вуз вкладывается инвестор. Это же российское образование!

                    Ректор Московского института бухгалтерского учета и аудита, кандидат технических наук, доцент Игорь Констаниди: «Мы много говорили об организационной стороне реформы. Но ведь важно и содержание образования. Оно должно быть консервативным. Как в медицине: главный принцип - не навреди. Нельзя полностью идти на поводу у бизнеса. Ему ведь нужен не высокообразованный специалист, а... ремесленник! А государству - не только человек с узкими прикладными знаниями, но и нормальный, грамотный гражданин с хорошим уровнем культуры, знанием истории своей страны, законов и т. д.»

                    Одно из требований болонского процесса - введение двухступенчатой системы образования: бакалавриата и аспирантуры. Но пока это приживается у нас не очень активно. Почему? Ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор Павел Пилипенко: «Дело в том, что в России пока не сложился спрос на бакалавров и магистров. Например, в нашем вузе мы развивали два этих направления еще в начале 90-х годов. Но бакалавриат вскоре перестал быть востребованным. Если мы увидим, что абитуриенты на него пойдут, откроем снова. Мы - частные институты - реагируем на веяния времени очень мобильно. И больше болеем за судьбу выпускника: куда он устроится, какую зарплату будет получать. В престижные государственные институты на платное отделение могут поступить далеко не все выпускники. Дорого! Частным институтам приходится экономить на всем, включая даже штат сотрудников. Часто один человек работает буквально за троих. А госвузам по большому счету все равно: сколько бы цены ни взвинчивали, к ним все равно пойдут»!

                    Проректор ИМПЭ им. А. С. Грибоедова Георгий Тимошенко: «ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, наверное, один из первых вузов, который в договор на обучение записывает гарантию трудоустройства выпускника. Ведь мы понимаем, что конкурировать с другими вузами и привлекать студентов все сложнее. Мы не просто готовим специалиста, сейчас мало быть просто юристом или экономистом. Нужно знать иностранные языки, серьезно владеть информационными технологиями. И особенно важны практические навыки и умения. Наши студенты уже с первых курсов проходят практику в организациях-партнерах, а впоследствии устраиваются туда работать».

                    Количество бюджетных мест сокращается. И поступить на бесплатное отделение удается не всем. Остается один выход - учиться в кредит. Но, видимо, студенты негосударственных вузов останутся в стороне от этой заманчивой системы. Система образовательного кредита требует серьезных бюджетных денег. А именно, на компенсацию процентной ставки, на покрытие рисков и невозвратов, если молодой человек не вернет деньги или вернет банку не вовремя. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом на все это могут рассчитывать только госвузы. Пока остается надеяться только на программу «Кредо» компании «Крэйн». Может быть, в ближайшее время она решится на сотрудничество с каким-нибудь из негосударственных вузов. Пока же в ее программах - восемь ведущих госвузов!

                    Образование принято делить на государственное и негосударственное только у нас в России. Во всем остальном мире вузы встречают и провожают не по одежке, а по уму. Прежде всего смотрят на качество знаний студентов, состав преподавателей, на то, высоким ли спросом пользуются выпускники и довольны ли ими работодатели. Ни одному вдумчивому американцу до сих пор не пришло в голову усомниться, отдавать ли ребенка в Гарвард. Ведь этот в общем-то не самый слабый в мире вуз - частный!

                    Не меньше 800 долларов в месяц зарабатывают на старте карьеры выпускники ведущих негосударственных вузов столицы. Ректор Московской финансово-юридической академии, профессор Алексей Забелин: «Негосударственные вузы более гибко по сравнению с некоторыми государственными реагируют на потребности рынка труда, вводят в образовательный процесс новые востребованные специальности. При этом мы опираемся не только на научные прогнозы наших ученых, но и учитываем тенденции переходной экономики стран Восточной Европы и западный опыт. В МФЮА несколько лет работает кадровое агентство PRS, которое занимается трудоустройством как выпускников, так и студентов вуза. Во всех своих филиалах и представительствах академия развивает бесплатную для студентов форму обучения - целевое контрактное финансирование. Компании, заинтересованные в повышении квалификации сотрудников, заключают тройственный контракт (компания - Московская финансово-юридическая академия - сотрудник). По этому договору компания оплачивает обучение, МФЮА обучает сотрудника с учетом специфики производства, а сотрудник после обучения должен отработать в компании несколько лет».

                    14 фев 2011

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |