ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Патриотизм

                    V межрегиональная обучающая экспедиция «Летняя лесная школа Колывань-2010»

                    Мероприятие проводилось в рамках  Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности».
                    Цели проведения экспедиции:
                    - развитие практической исследовательской и природоохранной деятельности школьных кружков, клубов и других детских организаций Новосибирской области и других регионов Южной Сибири;
                    - привлечение студентов новосибирских ВУЗов к добровольческой работе в области охраны живой природы и экологического просвещения;
                    - укрепление межрегионального сотрудничества в области сохранения природного наследия Южной Сибири.
                    Пятая межрегиональная обучающая экспедиция «Летняя лесная школа Колывань-2010» проводилась МБОО «Сибэкоцентр» в партнерстве с АРОО «Геблеровское экологическое общество», Тигирекским государственным природным заповедником, Алтайским государственным природным заповедником, WWF России, Западно-Сибирским филиалом ФГУ «Рослесинфорг» - Запсиблеспроект, ТРОО «Центр экологической политики и информации» (г. Томск) и другими экологическими и проектными организациями.
                    Главные задачи проведенной Летней лесной школы:
                    - изучить и на практике освоить полезные для сохранения и восстановления лесов и других природных экосистем методики и технологии: как классические методы полевой работы, так и современные с использованием GIS, GPS;
                    - научить ребят работать в команде, взаимодействовать с людьми разных убеждений.
                    В качестве темы для экспедиции были выбраны охраняемее природные территории, их изучение, охрана и мониторинг.
                    Летняя лесная школа собрала школьников, учителей, студентов и специалистов из 5 регионов Южной Сибири – Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Омской и Томской областей.
                    Приглашались школьные и детские объединения, активно участвующие в реализации экологических  и лесовосстановительных проектах в рамках сети «Хранители леса», педагоги, ведущие активную эколого-просветительскую деятельность. Для добровольческой работы в роли вожатых были приглашены студенты из ВУЗов Новосибирска (НГУ, НГПУ, СГГА, НГАСУ, НГАВТ, НГТУ) – это, в основном, добровольцы Программы по защите рек и Лесной программы МБОО «Сибэкоцентр». Также принять участие были приглашены специалисты в области ботаники, зоологии, экологии, географии, охраны природы. Для взаимодействия с общественностью приглашались представители научных, государственных, неправительственных и образовательных организаций, работники особо охраняемых природных территорий.
                      Проходила экспедиция в окрестностях села Колывань Алтайского края в границах планируемого национального парка «Горная Колывань». Идея создания парка обсуждалась и на занятиях в школе, и в беседах с местными жителями, которые пока плохо представляют выгоды и ограничения, связанные с появлением новой особо охраняемой природной территории.
                    Программа Летней лесной школы включала следующие направления:
                    1. Основы организации экологических исследований:
                    - полевая ботаника – определение растений, геоботаника, биогеография;
                    - полевая зоология – определение птиц, насекомых, следов животных;
                    - мониторинг природных комплексов – выявление ценных природных объектов и антропогенных угроз;
                    - методика наблюдений и исследований – GPS, фотографии, фенология, ведение полевого дневника.
                    2. Практическая природоохранная работа:
                    - охрана особо охраняемых природных территорий – установка аншлагов, выявление нарушений, тушение палов и пр.;
                    - биотехнические мероприятия – устройство лесных питомников, подкормка животных, изготовление искусственных гнездовий, оборудование экологических троп, мест отдыха.
                    3. Просветительская работа с населением: опросы населения, сбор подписей, информационные кампании, работ со средствами массовой информации.
                    На протяжении недели участники экспедиции не только слушали лекции, но и работали с определителями, собирали гербарий, учились узнавать по голосам птиц, мастерили искусственные гнездовья. В ходе одной из обучающих экскурсий юными исследователями была обнаружена бабочка «аполлон обыкновенный»,  занесённый в Красную книгу Алтайского края. Школьники сфотографировали местообитания редкой бабочки и определили географические координаты этой точки, применив недавно полученные знания на практике.
                    Школьники занимались разработкой и составлением социологических опросов, определяли степень нарушенности природных экосистем, расположенных вблизи лагеря и выявили для них потенциальные антропогенные угрозы: замусоривание территории, неорганизованный туризм, незаконная рыбалка и охота, неконтролируемые сельскохозяйственные палы.
                    Итогом полевых практических занятий стала конференция, на которой были представлены результаты полевых мини-исследований, анкетирования «жителей лагеря» по вопросам браконьерства, особо охраняемых природных территорий и другим темам, проекты организации экотропы в разных типах сообществ и т.д.
                     Каждый педагог получил диск  с подборкой методических и информационных материалов, необходимых для организации научно-исследовательской, природоохранной и эколого-просветительской деятельности.
                    В результате проведения экспедиции 60 школьников и 19 педагогов приобрели необходимые полевые навыки, опыт и методические материалы. По возвращении каждой группой участников была выбрана «подшефная» территория, на которой будут применяться полученные навыки по экологическому мониторингу. Результаты мониторинга ребята будут в дальнейшем использовать для разработки планов биотехнических и охранных мероприятий. Регулярность таких исследований позволит оценить динамику изменения численности животных и растений, а значит повысить эффективность реализуемых практических природоохранных мероприятий.
                    Весь научно-значимый материал, который школьники будут получать в ходе мониторинга выбранных территорий, ляжет в основу рекомендаций по сохранению мест обитания редких видов растений и животных, которые в последующем будут переданы в соответствующие лесничества и специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды регионов.
                    Также осуществляя круглогодичные исследования и принимая участие в природоохранной деятельности, школьники собирают ценный материал, который используется ими для подготовки ученических научных работ.
                    Проведение международной обучающей экспедиции Летняя лесная школа служит также профессиональному ориентированию молодежи, приобретению навыков работы школьников с инновационными технологиями (современным цифровым оборудованием – цифровые фотоаппараты, GPS-навигаторы, сетью Интернет), что способствует их более активной социализации в современном обществе.

                    29 окт 2010

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |