V межрегиональная обучающая экспедиция «Летняя лесная школа Колывань-2010»Мероприятие проводилось в рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической
опасности».
Цели проведения экспедиции:
- развитие практической исследовательской и природоохранной деятельности школьных
кружков, клубов и других детских организаций Новосибирской области и других регионов
Южной Сибири;
- привлечение студентов новосибирских ВУЗов к добровольческой работе в области
охраны живой природы и экологического просвещения;
- укрепление межрегионального сотрудничества в области сохранения природного
наследия Южной Сибири.
Пятая межрегиональная обучающая экспедиция «Летняя лесная школа Колывань-2010»
проводилась МБОО «Сибэкоцентр» в партнерстве с АРОО «Геблеровское экологическое
общество», Тигирекским государственным природным заповедником, Алтайским государственным
природным заповедником, WWF России, Западно-Сибирским филиалом ФГУ «Рослесинфорг»
- Запсиблеспроект, ТРОО «Центр экологической политики и информации» (г. Томск)
и другими экологическими и проектными организациями.
Главные задачи проведенной Летней лесной школы:
- изучить и на практике освоить полезные для сохранения и восстановления лесов
и других природных экосистем методики и технологии: как классические методы полевой
работы, так и современные с использованием GIS, GPS;
- научить ребят работать в команде, взаимодействовать с людьми разных убеждений.
В качестве темы для экспедиции были выбраны охраняемее природные территории,
их изучение, охрана и мониторинг.
Летняя лесная школа собрала школьников, учителей, студентов и специалистов из
5 регионов Южной Сибири – Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Омской
и Томской областей.
Приглашались школьные и детские объединения, активно участвующие в реализации
экологических и лесовосстановительных проектах в рамках сети «Хранители леса»,
педагоги, ведущие активную эколого-просветительскую деятельность. Для добровольческой
работы в роли вожатых были приглашены студенты из ВУЗов Новосибирска (НГУ, НГПУ,
СГГА, НГАСУ, НГАВТ, НГТУ) – это, в основном, добровольцы Программы по защите рек
и Лесной программы МБОО «Сибэкоцентр». Также принять участие были приглашены специалисты
в области ботаники, зоологии, экологии, географии, охраны природы. Для взаимодействия
с общественностью приглашались представители научных, государственных, неправительственных
и образовательных организаций, работники особо охраняемых природных территорий.
Проходила экспедиция в окрестностях села Колывань Алтайского края в границах
планируемого национального парка «Горная Колывань». Идея создания парка обсуждалась
и на занятиях в школе, и в беседах с местными жителями, которые пока плохо представляют
выгоды и ограничения, связанные с появлением новой особо охраняемой природной
территории.
Программа Летней лесной школы включала следующие направления:
1. Основы организации экологических исследований:
- полевая ботаника – определение растений, геоботаника, биогеография;
- полевая зоология – определение птиц, насекомых, следов животных;
- мониторинг природных комплексов – выявление ценных природных объектов и антропогенных
угроз;
- методика наблюдений и исследований – GPS, фотографии, фенология, ведение полевого
дневника.
2. Практическая природоохранная работа:
- охрана особо охраняемых природных территорий – установка аншлагов, выявление
нарушений, тушение палов и пр.;
- биотехнические мероприятия – устройство лесных питомников, подкормка животных,
изготовление искусственных гнездовий, оборудование экологических троп, мест отдыха.
3. Просветительская работа с населением: опросы населения, сбор подписей, информационные
кампании, работ со средствами массовой информации.
На протяжении недели участники экспедиции не только слушали лекции, но и работали
с определителями, собирали гербарий, учились узнавать по голосам птиц, мастерили
искусственные гнездовья. В ходе одной из обучающих экскурсий юными исследователями
была обнаружена бабочка «аполлон обыкновенный», занесённый в Красную книгу Алтайского
края. Школьники сфотографировали местообитания редкой бабочки и определили географические
координаты этой точки, применив недавно полученные знания на практике.
Школьники занимались разработкой и составлением социологических опросов, определяли
степень нарушенности природных экосистем, расположенных вблизи лагеря и выявили
для них потенциальные антропогенные угрозы: замусоривание территории, неорганизованный
туризм, незаконная рыбалка и охота, неконтролируемые сельскохозяйственные палы.
Итогом полевых практических занятий стала конференция, на которой были представлены
результаты полевых мини-исследований, анкетирования «жителей лагеря» по вопросам
браконьерства, особо охраняемых природных территорий и другим темам, проекты организации
экотропы в разных типах сообществ и т.д.
Каждый педагог получил диск с подборкой методических и информационных материалов,
необходимых для организации научно-исследовательской, природоохранной и эколого-просветительской
деятельности.
В результате проведения экспедиции 60 школьников и 19 педагогов приобрели необходимые
полевые навыки, опыт и методические материалы. По возвращении каждой группой участников
была выбрана «подшефная» территория, на которой будут применяться полученные навыки
по экологическому мониторингу. Результаты мониторинга ребята будут в дальнейшем
использовать для разработки планов биотехнических и охранных мероприятий. Регулярность
таких исследований позволит оценить динамику изменения численности животных и
растений, а значит повысить эффективность реализуемых практических природоохранных
мероприятий.
Весь научно-значимый материал, который школьники будут получать в ходе мониторинга
выбранных территорий, ляжет в основу рекомендаций по сохранению мест обитания
редких видов растений и животных, которые в последующем будут переданы в соответствующие
лесничества и специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей
среды регионов.
Также осуществляя круглогодичные исследования и принимая участие в природоохранной
деятельности, школьники собирают ценный материал, который используется ими для
подготовки ученических научных работ.
Проведение международной обучающей экспедиции Летняя лесная школа служит также
профессиональному ориентированию молодежи, приобретению навыков работы школьников
с инновационными технологиями (современным цифровым оборудованием – цифровые фотоаппараты,
GPS-навигаторы, сетью Интернет), что способствует их более активной социализации
в современном обществе. 29 окт 2010
|