ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Учебная нагрузка
    Массовая культура
      Чтение книг
      Патриотизм
      Финансы
      Абитуриенты
      Кино в школе
        Этический кодекс
        Выбор профессии
        День учителя
          До школы
          Британские вузы
            Гуманитарное образование
            Одаренные дети
            Вопрос-ответ
              Новости
                Анонсы
                  Школьные сайты
                  Дискуссии
                    Фото информация
                      Новосибирский дендропарк


                      ИП в 14 лет

                      Эффективность образования

                      Уже идёт реализация национального проекта в сфере образования. Громко заявляется о выделении грантов, надбавок и прочих поощрений вузам, школам, учителям. Но нельзя забывать о том, что цель проекта - поощрение к достижению лучшего качества отечественного образования. Пока что высшему образованию похвастаться особо нечем - конкурентоспособных молодых специалистов на рынке труда не так уж и много. Когда ситуация изменится? Таким вопросом задается «Парламентская газета» от 31 марта.

                      Упрямая статистика свидетельствует: из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшей школой, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны переварить лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров - управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Для сравнения: в Германии - 43, в США - 56 процентов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона - это рекорд. Но устроиться по специальности смогут далеко не все.

                      В чем причины? Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения, такие, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Высшая школа экономики, с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться. Еще одна тенденция - доступность высшего образования все больше становится вопросом той цены, которую родители в состоянии заплатить. Для большинства семей учеба детей в тех вузах, которые дают действительно качественное образование, не по карману.

                      Кроме того, нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, отставшие от времени, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта "Образование". Но не всегда всё может сделать государство. Пришла пора бизнесу проявить свою социальную ответственность именно в сфере образования.

                      По словам заместителя министра образования и науки Андрея Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты. Уже разработаны законопроекты, по которым представителям объединений работодателей предоставляется право участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специальностей и профессий, в разработке государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании, участвовать в процедурах контроля качества профобразования, в том числе путем формирования специальных общественно-профессиональных институтов.

                      То, что разрабатываются законопроекты, касающиеся вовлечения бизнеса в образование, - хорошо. Тем более что произошедший разрыв традиционных связей между системой образования и экономикой был усугублен именно функционально неполным законодательством, по существу не предусматривающим участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования. Всё говорит о том, что ситуация будет исправлена уже скоро. В Комитете Госдумы по образованию и науке подготовлен проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования". Но в течение еще двух лет образовательное сообщество и бизнес-сообщество будут обсуждать различные модели партнерства.

                      «Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная», - убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

                      Что касается форм взаимодействия образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание к созданию эффективной оценки образования, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов. Как видно, законодателям предстоит большая работа.

                      17 янв 2011

                      ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |