ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Качество образования ухудшилось

                    Российские студенты отметили свой профессиональный праздник – Татьянин день и одновременно подвели итоги зимней сессии. Многих из них не устраивают не только оценки, но и качество получаемого образования, сообщает газета «Новые Известия» от 25 января. В частности, все большее количество студентов недовольны уровнем подготовки преподавателей, содержанием вузовских учебников и педагогической методикой. Чиновники от образования говорят о долгожданном повышении самосознания студентов, а юристы утверждают, что учащимися овладел потребительский инстинкт, так что кабинеты руководителей отечественных институтов и университетов в скором времени могут быть завалены жалобами и даже судебными исками о предоставлении некачественных услуг.

                    Первыми бороться за знания принялись, конечно, те учащиеся, кто грызет гранит науки не бесплатно. Если каждая пропущенная лекция всплывает в памяти студента в образе выброшенной на ветер пачки купюр, то каждая лекция, пропущенная преподавателем, – уже серьезный повод для претензий к руководству вуза.

                    Ульяновские студенты уже всерьез озабочены качеством получаемого образования. Причем речь идет в первую очередь о частных институтах и академиях. Если в государственных вузах преподаватели «прогуливают» занятия, то во многих частных университетах их попросту нет – ни занятий, ни самих преподавателей. К примеру, почти так обстоит дело в Финансово-экономическом институте: здесь все аскетично, две комнаты, две девушки и несколько стульев. Можно заплатить деньги, получить раздаточный материал и ждать времени получения диплома. Никаких лекций и строгих профессоров – их здесь заменяют загадочные аттестованные консультанты, которых, если верить представителям института, специально готовят в Курске.

                    Схожие проблемы и в вузах соседней Самарской области, где в прошлом году в ходе ревизии Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ выяснилось, что в регионе только два высших учебных заведения из проверенных пятидесяти трех соответствуют всем предъявляемым требованиям. Проблемы аналогичные: у самарских вузов наблюдается дефицит не только учебно-методической литературы и информационных ресурсов, но и… преподавателей. Кроме того, далеко не все наставники имеют ученые степени, хотя в уважающем себя университете «остепененных» должно быть никак не меньше 60 процентов.

                    В вузах Татарстана тоже не все гладко. К примеру, в Набережных Челнах, по словам студентов, лекторы ведут занятия, не отрываясь от конспекта или учебника. Жалуются и на учебный план, в котором подчас катастрофически не хватает профилирующих предметов. Доходит до того, что одну и ту же дисциплину, меняя название, преподают несколько раз: история экономических учений, история экономики, экономическая история. Впрочем, некоторым везет еще меньше. К примеру, студенты представительства Международного славянского негосударственного университета в Ульяновске только к четвертому курсу узнали о том, что не смогут получить диплом государственного образца. В ходе проверки выяснилось, что региональное представительство вуза, не имея лицензии, на протяжении трех лет вело подготовку студентов. В итоге почти сто студентов оказались не у дел. Нескольким удалось перевестись на обучение в головной вуз в Москву, другим же пришлось в срочном порядке подыскивать новое место учебы.

                    Официальных жалоб от студентов в высшие инстанции пока совсем мало. Как говорят в ассоциации негосударственных вузов РФ, в письменном виде недовольство качеством образования выразили учащиеся лишь 1,5% от общего числа частных вузов страны. Между тем в ассоциации убеждены, что, хоть студенты и рассказывают страшилки о лекторах-прогульщиках, общий уровень преподавания в частных вузах лучше, чем в некоторых государственных. «Руководители частного учебного заведения заинтересованы в том, чтобы удержать студентов, поэтому и преподавателей приглашают хороших, и платят им, кстати, не фиксированную зарплату, а по количеству лекций и семинаров, – рассказывает исполнительный директор ассоциации частных вузов России Валентин Гуров. – Есть, конечно, вузы-хулиганы, но мы на них быстро находим управу. Можем, например, не дать аттестацию».По словам Валентина Гурова, кто действительно страдает от наплевательского отношения – так это студенты платных отделений государственных вузов. Если скандал в единственном частном вузе дискредитирует всю систему негосударственных учебных заведений, то разбирательства в государственных институтах и академиях порой даже не выходят за пределы отдельного факультета. Виновных пожурят и оставят в покое, а студент ничего не добьется.

                    «Когда мы начали изучать историю Дальнего Востока, курс лекций подозрительно быстро закончился – всего три недели, – рассказала корреспонденту «НИ» во Владивостоке Дмитрию Климову студентка Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Ольга Кожина. – Мы пошли в деканат и попросили показать наш учебный план. Нам долго отказывали под любыми предлогами, мол, это коммерческая тайна. План все же достали, оказалось, что на этот курс отводится 72 часа, из них 26 лекций, остальное на самостоятельное изучение. Хорошо, что я бесплатно учусь, а мои сокурсницы платили немалые деньги. Просто получить диплом о высшем образовании – это не наша цель, мы хотим получить знания».

                    «Студенты наконец начинают понимать, что важны знания, а не бумажка о высшем образовании, которую по сей день можно купить в переходе, – говорит депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. – Это очень правильная тенденция. Если сами студенты не будут требовать качественного образования, никакие проверки Минобрнауки, никакие квалификационные комиссии не сделают российское образование лучше. Если группа студентов поднимет вопрос о том, что конкретный вуз не дает знаний, это будет громкий прецедент. Российское студенчество определенно выходит на иной уровень самосознания. Например, на западе среди студентов регулярно проводят анкетирование и выясняют, довольны ли они качеством образования. Насколько мне известно, этот опыт потихоньку перенимают некоторые российские вузы».

                    Как скоро студенты сплотятся в глобальном сражении за знания, сказать трудно. Все-таки жива традиция прогулять и прокутить все студенческие годы – чтобы было, что вспомнить в зрелости. Тем не менее московские юристы констатируют: судебные иски студентов против университета уже давно не редкость.

                    29 ноя 2010

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |