ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Продается образование

                    «Продается образование: кто больше, кто лучше?!» Материал под таким названием опубликован в газете «Вечерний Новосибирск» от 23 марта. Послеперестроечная Россия открылась всем мировым ветрам. Оказалось, что за границей не так страшно, как говорили, но и не так уютно, как думали. Оказалось, что все продается — самолеты, духи, путешествия, образование. И оказалось, что чем больше товаров поехало в Россию и чем больше русских поехали из России, тем меньше образовательных услуг на одну иностранную душу стала Россия оказывать.

                    В свое время СССР обучал большое количество граждан дружественных стран: в 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов СССР, из них 23,5 тыс. — в Москве, 16,5 тыс. — в Ленинграде, 8 тыс. — в Киеве, 5 тыс. — в Харькове, 4 тыс. человек — в Минске. Почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Эта традиция утратилась. Правда, несмотря на все усилия нашего родного Министерства образования и науки, не до конца пока выветрились еще традиции собственно отечественного образования и отечественной науки.

                    Часто говорится, что в России когда-то было лучшее в мире образование. И в этом есть своя доля правды, хотя оно переживает далеко не лучшие времена. Но сейчас ситуация такая, что без учета того, что происходит в западных университетах, говорить об образовании бессмысленно. Россия открыта. И если она хочет встать в ряды развитых стран мира, ей необходимо не только изучать разнообразный опыт других стран, но и все больше включаться в процессы международной кооперации в этой области. Здесь нужно иметь в виду, что обучение (продажа образовательных услуг) — один из самых выгодных в мире бизнесов.

                    В США, скажем, обучение иностранцев является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. Иностранные студенты принесли США в 1999 году 13 миллиардов долларов в виде платы за обучение, проживание и др., и это только прямые доходы. А сколько еще попутных. Одни языковые курсы сколько дают! Кстати говоря, лидером в этой области является Великобритания. Хотя ее доходы от продажи образовательных услуг составляют меньшую цифру — 5,3 млрд долларов в год, но рост существенно выше, чем у США. Здесь обучается четверть миллиона иностранцев, что составляет одну восьмую всех иностранных студентов мира. И это при том, что там самые высокие цены — так, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 26000 до 33700 фунтов стерлингов или от 38000 до 49000 долларов США. Да и вообще, международные цены за обучение весьма и весьма высокие — в среднем 10 тыс. долларов в год. Для медиков в два раза выше. Так что обучать иностранцев очень выгодно. В Австралии с ее двадцатимиллионным населением учится примерно на 50 процентов больше иностранцев, чем в современной России. Надо заметить попутно, что едут осваивать мировое образовательное пространство в основном китайцы, индийцы и корейцы (из Южной Кореи).

                    Для России очень важно, что помимо экономической выгоды выход на международный рынок образования дает новые возможности и требует новых подходов: расширяется спектр образовательных услуг, совершенствуются учебные планы, повышается качество образования и научных исследований вузов. Резко повышается мобильность студентов и преподавателей. Модульное построение образовательных программ (когда отдельные курсы строятся так, чтобы не зависеть от общей программы учебы) позволяет формировать на их основе широкий спектр программ краткосрочного повышения квалификации и переподготовки кадров.

                    Обнаруживаются и интересные возможности, о которых раньше нельзя было и помыслить. Так, на основе двусторонних договоров может быть достигнута конвертируемость дипломов о высшем образовании. Например, заканчивая курс в каком-нибудь новосибирском вузе, студент получает (при соответствующих условиях, разумеется) и диплом одного из зарубежных вузов. Это накладывает большую ответственность на тот вуз, который заключает подобные договоры. Отсюда и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, и необходимость всерьез заниматься наукой, чтобы поддерживать определенный уровень. В то же время в вузовской среде наблюдается отчетливая тенденция сделать результаты интернационализации доступными для большинства студентов. Это подтверждает наличие в составе Европейской Ассоциации международного образования (EAIE) специальной группы, называющейся «интернационализация в домашних условиях» (Internationalisation at Home — IAH).

                    Именно в последнем случае может быть реализована так называемая «система двойного диплома», когда по окончании своего вуза студенты дополнительно к российскому диплому могут получить еще и диплом вуза-партнера. Обычно в этом случае вузы-партнеры после согласования своих учебных программ договариваются о выдаче своего диплома тем студентам, которые проучились у них не менее одного года. Эта система основана на двусторонних договорах, однако наличие у вуза не одного такого договора, а некоего множества договоров, фактически означает создание сети вузов-партнеров, и студент может выбирать, диплом какого вуза он получит в качестве второго диплома о высшем образовании.

                    02 авг 2010

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |