ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Семейный Совет

                    Всем понятно, что дети идут в школу, чтобы получить образование. «Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за: … качество образования своих выпускников» (п. 3 ст. 32). При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что сия «ответственность» не более, чем очередной миф, считает газета «Аргументы и Факты. Семейный Совет» от 20 марта.

                    Нельзя же, в самом деле, считать ответственностью возможность государственной аттестационной службы «направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования» (п. 1 ст. 38). Не ответственность и угроза лишения госаккредитации, которая «автоматически» следует за «повторной в течение двух лет рекламацией» (п. 4 ст. 38). Действительно, можно ли представить себе государственную школу без этой самой аккредитации и, следовательно, без финансирования и без права выдачи документов об образовании?

                    Чтобы «соответствовать» государственным требованиям, выдавать полноценный документ об образовании, школа может всего лишь 50% своих учащихся. Ведь «условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее, чем половины его выпускников» (п. 20 ст. ЗЗ). Вот и ответ на вопросы родителей: «Должны ли проводиться в школе дополнительные занятия с неуспевающими?» А, собственно, зачем? И так, без всяких дополнительных занятий, без «двоек» учится куда более половины школьников. А остальные? Ну, бесплатно с ними заниматься никто будет. А платно… не положено. Школа имеет право заниматься платным репетиторством, но только за пределами «соответствующих образовательных программ» (п. 1 ст. 45). Так что за успеваемость, по закону, отвечают родители. Сомневаетесь? Зря. Все, как говорится, однозначно; «ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности… возлагается на их родителей» (п. 4 ст. 17). И если в большинстве школ «борьба за успеваемость» худо-бедно продолжается — это, с одной стороны, инерция «проклятого тоталитарного прошлого», а с другой, откровенное незнание закона. Хотя, в этой части пусть лучше уж и не знают.

                    Ну, да ладно, про них, про «двоечников». А что же предлагает школа учащимся, которые хотят учиться? Образование — это совокупность обучения, воспитания и развития. Три составляющих в порядке возрастания их сложности; проще всего обучить, сложнее воспитать. Выявить и развить природные способности очень трудно. Впрочем, решение этой задачи Законом вообще не предусматривается. Само слово «развитие» фигурирует в нем всего три раза и в очень специфическом контексте. Так в ст. 2 сказано: «Государственная политика в области образования основывается на принципах: 1)… свободного развития личности…, 3) …адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Соблюдение — несоблюдение этих принципов — разговор отдельный. Но, факт, что один из важнейших элементов образования из Закона и, соответственно, сферы ответственности школы просто выпал. Другой элемент образования — воспитание. А вот здесь все совсем просто. Ибо именно «родители обучающихся несут ответственность за их воспитание» (п. 4 ст. 52). Мамы и папы! Вы все поняли? За один из трех компонентов образования школа ответственности не несет. За другой отвечаете вы. Остается последний, самый простой: обучение.

                    Оно строится на основе учебного плана и программ. «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» (п. 2 ст. 9). «Провалиться мне на этом месте, - считает автор статьи, -- если я за 20 лет работы в школе понял, как способствует формированию «общей культуры личности» и этой самой «адаптации» знание формул сокращенного умножения, свойств эквипотенциальных поверхностей или еще чего подобного».

                    Какой осознанный профессиональный выбор можно сделать, исходя из перечня школьных предметов? Что историк, математик или переводчик — массовые профессии? И почему сведения о структуре занятости населения занимают в школьной программе менее двух часов за все 11 лет обучения, да и то в сугубо теоретическом варианте? Почему, если вдруг в средней школе каким-то чудом удалось сделать действительно «осознанный выбор», будущий, скажем, юрист вынужден 9/10 своего школьного времени тратить на то, что никак не способствует «созданию основы» для дальнейшего освоения профессии?

                    Отсюда и главные претензии родителей к школе: «отсутствие высокого уровня профильного (читай — готовящего к поступлению в выбранный вуз) образования» и неудовлетворенность «всем ходом образовательного процесса, из-за чего ребенок испытывает трудности в обучении». Получается, что и в последней составляющей образования — обучении — вся реальная ответственность лежит понятно на ком. А что? Все строго по закону: именно родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…»

                    20 июл 2010

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |