ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Можно ли делать замечания чужим детям?

                    Можно ли делать замечания чужим детям? Должен ли ребёнок слушаться малознакомых и вовсе незнакомых взрослых? Об этом на страницах газеты «Аргументы и Факты. Долгожитель» от 24 марта размышляет православный психолог Андрей Рогозянский.

                    Вопрос о коллективном воспитании, конечно, шире темы «замечаний на улице». В идеале вся жизнь общества должна быть организована с учётом детских интересов. Дети хорошо чувствуют, замечают ли их взрослые. Здесь работает золотое правило дисциплины: потребовать от ребёнка можешь только в той мере, в какой проявил к нему участие. Как образцовое с точки зрения коллективного воспитания нередко вспоминают советское время. Это был более простой и цельный тип жизни, с большей открытостью в человеческих отношениях, с досугом, который большинство проводило в кругу семьи или во дворе. Помнится обстановка детства: двор в окружении нескольких многоквартирных домов, где все жильцы друг с другом знакомы. Все в той или иной мере принимали участие в общих делах: сажали деревья, разбивали клумбы, устраивали песочницы и беседки. Все соседи и прохожие чувствовали ответственность за детей во дворе. Каждый считал своим долгом сделать шалуну замечание. Стайки ребятишек разного возраста были атрибутом дворовой обстановки, своего рода коллективным достоянием.

                    Мальчишек крайне интересовали взрослые мужские занятия, такие, как строительство гаража или починка мотоцикла. Взрослые детей не прогоняли, а позволяли быть рядом, время от времени давая возможность «вставить свои пять копеек» — выполнить небольшую работу или сбегать за недостающим инструментом. Ясное дело, все годы нашего взросления такие взрослые представляли для нас абсолютный авторитет. Для детства ведь естественно быть под началом у старших.

                    Вопреки расхожим представлениям, лет с восьми-девяти и до юношества ребёнок склонен очень серьёзное значение придавать правилам. Этим объясняется популярность подростковых военизированных игр и организаций. Даже в неформальных объединениях (часто в негативном смысле) подростки предпочитают придерживаться своих строгих представлений об иерархии, достоинстве, правилах поведения в группе. Причина же того, что современные дети «развинчиваются» и перестают воспринимать замечания старших, одна: они привыкают, что до них никому нет дела. А коли дела нет, то и не суйся с нотациями!

                    В советское время дети чувствовали, что во взрослой жизни они не лишние, и потому общий надзор и воспитание со стороны старших воспринимались как норма. В те годы действовали более строгие правила поведения на людях, того, что позволительно, а что нет при детях. Дурным тоном считалось пить пиво посреди улицы и материться в публичных местах. Специально под малышей и подростков создавался пласт детской культуры — писателями, мультипликаторами, композиторами-песенниками. Сейчас ничего этого нет — взрослые разучились думать о детях, жить в их мире, говорить их языком. За минувшие 15 лет, похоже, не появилось ни одной новой детской песни.

                    Последние годы и вовсе разводят мосты между поколениями. Общественное воспитание отсутствует, а то, что приходит к детям от окружающих, чаще всего оказывается вредным. Сейчас мы внушаем детям, что чужим нельзя верить, их нельзя слушать, с ними нельзя никуда идти. Сегодня почти все, будь то взрослый или ребёнок, стремятся не допустить чужого в свой внутренний мир. Поэтому время «замечаний детям на улице» прошло. Что ещё возможно, так это разовое вмешательство с целью предотвращения какого-нибудь зла или ЧП с участием детей. Например, возле школы можно увидеть, как компания более сильных ребят бьёт слабого. Тут время вмешаться. Но если вы здесь же, на школьном дворе, решите сделать замечание курящему или распивающему пиво недорослю — готовьтесь увидеть и услышать ещё более неприятные вещи. В современном мире 99% взрослых в отношении детей придерживаются позиции: ты меня не обременяешь, а я — тебя. И ничего с этим не поделаешь. Мы живём в том обществе, какое есть.

                    В конце концов, для некоторых людей смолчать — это подвиг не меньший, нежели выступить. Замечания замечаниям рознь. Внутри себя они могут быть совершенно по-разному заряжены. Далеко не всегда мы одёргиваем детей «по делу». Иногда так могут проявляться наша немирность, комплекс превосходства и желание покомандовать. Мы можем, наконец, быть раздосадованы чем-то, и по этой причине поведение младших начинает колоть нам глаза. Не всё так однозначно и в отношении детей. Многих наверняка смущали и в самых маленьких проявления зависти, соперничества, жадности. Но православие верит в преимущественное доброе начало в ребёнке, в младенческую невинность. Поэтому, когда ребёнок не соглашается с нами, отстаивает себя перед лицом чужого вмешательства, это не всегда недостаток.

                    В наше время, когда окружающий взрослый мир приходит во всё большее расстройство, а дети получают всё больше отрицательных примеров, суть взросления остаётся той же. Как и прежде, ребёнка необходимо воспитать в меру восприимчивым и в меру живущим своими внутренними убеждениями и целями. Невозможно сказать, что безграничная открытость и послушание старшим представляют собой однозначно положительные детские качества — мы, взрослые, очень далеки от идеала, чтобы нас надо было во всём беспрекословно слушаться. Но и без доверия и способности учиться у старших детству, разумеется, не обойтись. Одно нуждается в другом и дополняет другое. Ребёнок должен найти свой идеал, но идеал нужен реалистичный, чтобы встреча с окружающей жизнью не сломала и не породила уныния. Сейчас человеку необходим жизнестойкий, внутренне органичный христианский характер. «Я убеждён: все возможности к этому у по-настоящему любящих, ответственных православных матерей и отцов — при содействии Божием — имеются», считает православный психолог Андрей Рогозянский.

                    14 июл 2010

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |