ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |

Темы

Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Новости

                    Критика нацпроекта

                    Национальный проект в сфере образования привёл директоров школ в состояние шока, констатирует «Парламентская газета» от 30 марта. Учителя тоже не молчат, называют его аморальным и указывают на вред, который будет нанесён российской школе.

                    Вообще-то по задумке национальный проект призван улучшить положение дел не только в области высшего образования, но и среднего. Планируется, что ежегодно гранты будут получать 10 тысяч лучших учителей, 3 тысячи лучших школ, а классные руководители удостоятся доплаты за классное руководство в размере 1 тысячи рублей. В Министерстве образования и науки считают, что премии школам и учителям станут первым реальным шагом реализации давно назревших изменений системы российского образования. Уже в этом году будут применены разработанные министерством критерии оценки лучших учителей и школ, на которые должны будут равняться все остальные.

                    Но учителя недовольны, а директора школ не доверяют избранным критериям отбора, сомневаются в справедливости конкурса, да и саму идею национальных образовательных проектов в ее нынешнем виде считают бесполезной и бесперспективной. Почему? Газета предлагает разобраться. Больше всего критики высказывается в адрес разработанных критериев отбора лучших учителей и школ, которых предполагается поощрить грантами. Принципы определения лучших включают в себя аж 40 пунктов. При этом система оценки чрезвычайно усложнена, формализована, а ее результаты представляются директорам школ искусственными и достаточно случайными. Почему вообще нужно такое большое число параметров, чтобы оценить эффективность школы?

                    «Странно, ведь в соответствии с мировой практикой для оценки школы достаточно всего двух показателей. Это моральный климат в школе и успешность ее выпускников», - отмечает директор московской гимназии №1567 Татьяна Ромашина. Не удивляет и тот факт, что директоров смущает также честность проведения конкурса и распределения грантов. «Гранты будут выдавать избранным, и стоит ждать огромной конкуренции», - говорит директор московского лицея №1505 Владимир Чудов. Действительно, шансы на получение школами грантов фактически равны нулю. Это показывает простой арифметический подсчет. Всего в России около 65 тысяч школ, а согласно национальному проекту ежегодно будут награждать всего только 3 тысячи. Процесс выделения грантов всем российским школам поочередно займет более 20 лет. Можно не сомневаться, что выдвинуты все они будут исключительно по указанию окружного управления образования, предсказывают директора.

                    "Парламентская газета" уже писала о том, что сами учителя сомневаются в том, что в число выдвинутых на получение грантов преподавателей попадут действительно лучшие. Да и директор школы тоже человек и может быть не совсем объективным. Есть еще нюансы. «Выборочное распределение дополнительных денег среди небольшой части учителей нанесет значительный вред, поскольку неизбежно посеет вражду между учителями: у "отмеченных" есть все шансы стать изгоями в своих школах», - говорит директор гимназии №1513 Александр Бубман. Как показало заседание Директорского клуба - школьного аналога Российского союза ректоров, педагоги не согласны и с самим фактом появления национального проекта в сфере образования в том виде, который "навязало" государство. Для среднего образования он просто-напросто бесполезен.

                    «Накопившиеся в российских школах проблемы можно решить только путем межведомственного подхода», - заявил директор московской школы №548 Ефим Рачевский. Что же предлагают учителя? Изменять систему образования, решив для начала совместно с Минфином налоговые проблемы, серьезно отравляющие жизнь современной школе. Сегодня российская школа нуждается не столько в национальных проектах, сколько в национальной политике. То, что сейчас предлагается, - просто-напросто меры, подачки, затыкание дыр. Они не решают главных проблем: изменение содержания образования, изменение технологии преподавания, изменение кадровой ситуации в школе. Недовольство директоров школ и педагогов имеет под собой вполне конкретные основания. Но кто же слушает учителей? Министерство образования и науки дало понять, что по крайней мере в этом году критические замечания директоров школ учтены властью не будут.

                    21 май 2009

                    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |