ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ    ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА |


Учебная нагрузка
Массовая культура
    Чтение книг
    Патриотизм
    Финансы
    Абитуриенты
    Кино в школе
      Этический кодекс
      Выбор профессии
      Закон об образовании
      День учителя
        До школы
        Британские вузы
          Гуманитарное образование
          Одаренные дети
          Вопрос-ответ
            Новости
              Анонсы
                Школьные сайты
                Дискуссии
                  Фото информация
                    Новосибирский дендропарк


                    Современное общество не знает ответа на этот вопрос, объяснил в интервью «Огоньку» Роланд Персон, профессор шведского Университета Йенчепинга, профессиональный музыкант и педагог. Более 30 лет он занимается психологией обучения одаренных детей и социологией одаренности. Роланд Персон – почетный член Европейского совета по одаренности, Всемирного совета по одаренным и талантливым детям.

                    – В российской системе образования есть школы «обычные» и школы, где заявлен более высокий уровень образования по некоторым предметам. Как относятся к такой образовательной модели в мире?

                    – Россия – одна из редких стран, где существует традиция разделения школ по различным предметам и уровню способностей. Отдельные специализированные школы для одаренных детей существуют также в США, Германии, Швейцарии и Австрии, но там они являются скорее исключением.

                    Как правило, школьная система вообще не рассчитана на одаренных детей. Распространенный подход – интеграция талантливых детей в обычные государственные образовательные учреждения. Считается, что одаренного ребенка нельзя вырывать из социального контекста. При этом некоторые предметы могут преподаваться ему отдельно от большинства учеников, в группах разного уровня.

                    Вопрос об образовании для одаренных остается проблемой, и проблемой политической. Кто имеет право на лучшее образование, не важно, в каком формате оно предоставляется? Дети, которые учатся быстрее, знают больше и более амбициозны, чем их сверстники? С этим никогда не согласятся в странах с так называемой эгалитарной системой, где стремятся к созданию общества равных возможностей. Поэтому, например, скандинавские страны до недавнего времени вообще полностью отрицали специальную поддержку одаренных детей, считая ее нечестной и недемократичной.

                    – Как вы оцениваете российский подход?

                    – Важно, чтобы система образования отражала национальные культурные ценности. Если при этом прилагаются усилия, чтобы дети не были отрезаны от общества, то я не вижу проблемы в существовании специализированных школ.

                    – Как учителю одновременно работать и с теми детьми, которым сложно успевать за программой, и с теми, кто опережает своих сверстников?

                    – Есть точка зрения, что одаренные справятся сами и что им нужно меньше поддержки, раз они учатся быстрее. Это миф. Нельзя таким детям позволять раньше заканчивать учебу или просто давать дополнительные задания.

                    У них есть свои проблемы, требующие особого внимания. Интеллектуально одаренным детям сложнее социализироваться, их часто не понимают, над ними смеются. При этом они скучают на уроках, но учителя их игнорируют: они должны уделить внимание тем, кто что-то не понял. Часто способные дети становятся для учителей «угрозой», отнимая время и внимание. В моей практике были талантливые ребята, на которых так давила школа, что к 10 годам они считали, что лучшим выходом из ситуации станет самоубийство! Так что давать одаренным детям «равные» права – это несправедливо.

                    Сегодня даже эгалитарные системы признали, что одаренных детей надо поддерживать. В шведской образовательной системе с 2010 года говорится о «детях, которым нравится принимать вызовы».

                    – Готово ли западное политкорректное общество не только учить, но и предоставлять дополнительные возможности одаренным людям уже после школы?

                    – Общество не готово работать с одаренными детьми. И это проблема не только образования. То же касается бизнеса и промышленности. Многие исследователи утверждают, что люди с высоким уровнем креативности менее успешно проходят стандартные собеседования и процедуры трудоустройства, чем их «средние» коллеги. Работодатели попросту не понимают, как работать с одаренными сотрудниками, хотя именно последние способны генерировать свежие идеи и по-новому взглянуть на застарелую проблему. Но коллеги относятся к талантам с подозрением, а начальству проще их не нанимать или уволить, чем придумывать для них особый фронт работы, где бы они могли себя проявить.

                    Впрочем, в последние годы мировая экономика потихоньку выходит из кризиса. Акцент в производстве сместился в сторону высоких достижений, соответственно возрос интерес к одаренности. При этом политики не знают, как примирить психологию одаренности и производственную ситуацию. К тому же с политической точки зрения невозможно признать человеческий капитал ограниченным ресурсом и согласиться с тем, что таланты распределены между небольшой группой людей.

                    Собственно, политкорректный компромисс заключается в том, чтобы утверждать, что потенциально одарен каждый человек. Задачей образовательной системы в этом случае становится производство множества талантов. Но мне кажется, что такой подход породит новые проблемы.

                    – Насколько серьезно в мире занимаются изучением одаренности? Есть ли консолидированная точка зрения специалистов на одаренность и то, как с нею надо работать?

                    – Систематическое изучение одаренности началось только в 1960-е годы, в эпоху гонки вооружений между США и СССР. Американские политики обличали национальную образовательную систему, не способную опередить Советский Союз в освоении космоса. Понадобилось почти десятилетие, прежде чем в 1970-е годы получила общественное признание идея о необходимости выявлять и поддерживать одаренных детей.

                    Но консенсуса в определении, что такое одаренность, нет и сегодня. Популярен рыночный подход: кто приносит доход компании – тот и талантлив, а другие – нет. Степень таланта оценивается в зависимости от привлекательности индивида на рынке труда и связана с его предыдущими достижениями. Нет смысла говорить, насколько ущербен такой прагматичный подход к одаренности.

                    Большинство исследователей считает, что в любом обществе существует только небольшой процент одаренных или потенциально одаренных индивидов. Часть же ученых, прежде всего в США, утверждает, что одаренным может быть каждый усердно занимавшийся предметом в течение многих лет – при условии, что образовательная система облегчает поддержку способностей, а сами ученики готовы много работать. Эта точка зрения базируется на американской культуре и идеологии.

                    Да, подготовка и тренировки действительно могут развить любые навыки, но они не делают все возможным для каждого!

                    – Какую роль в обществе играют одаренные дети?

                    – Говоря коротко: ту, которое общество им отводит. Считается, что если взять ребенка с установленной одаренностью и обеспечить ему соответствующий уровень образования, то этот ребенок будет успешным в жизни. К сожалению, это не так. Многое будет зависеть о того, как потом с его одаренностью поступят работодатели, законодатели и родители. Если его способности будут видеться как угроза, а поведение – как отклонение от нормы, это станет для взрослеющего таланта разочарованием. На мой взгляд, интеллектуально одаренные дети редко достигают публичного признания и у этого есть грустная причина. Ведь одаренные музыканты, артисты или писатели достигают своей конечной цели, в том или ином виде развлекая других, а интеллектуальная одаренность часто ищет выражения в попытке критиковать и решать проблемы современного общества – и обществу это трудно принять
                  • День биолога
                  • ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ВВЕРХ |